Автор:
RIA Novosti CC BY-SA 3.0
Сегодня, в день столетия пионерии, в Госдуму внесен законопроект о создании общественно-государственного общероссийского движения «Российское движение детей и молодежи "Большая перемена"». Как сказано в пояснительной записке документа, целью деятельности движения станут содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, а также подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, «включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей».
Любое движение должно иметь понятную идеологическую платформу и ясные цели, иначе оно обречено на провал, уверен политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.Попытки возродить молодежное движение, которое объединило бы детей и подростков, предпринимаются не в первый раз. Более того, подобные объединения уже существуют. Это и Российское движение школьников, и Юнармия. Можно вспомнить еще молодежное движение «Наши», один из руководителей которого сейчас перекочевал в РДШ.
Надо отметить, что в «Наших» было вложено огромное количество средств, но я не знаю ни одного примера эффективного взаимодействия этого движения с молодежью. Да, проводилось большое количество форумов, но при этом не появилось большого количества молодежных лидеров. И само движение привлекательным для молодежи не стало, а стало лишь попыткой вырастить новую элиту страны. И отчасти это, наверное, получилось. Но в единичных случаях. Примеры успеха, к которым бы тянулась молодежь, «Наши» не продемонстрировали. То же самое можно сказать и про «Молодую гвардию», которая то ли существует, то ли не существует, и про «Соколов Жириновского», которые в некоторых территориях как-то себя проявляют, но в целом их практически нет, и про пионерскую организацию КПРФ.
Все эти движения разбиваются об одну простую истину – молодежи неинтересно то, что им предлагают взрослые. И пока этот механизм взаимодействия поколений не будет найден, никакие аналоги пионерии не «взлетят». Мне понятно, почему возникают аналогии именно с этим движением. Но когда мы говорим о пионерах, нужно смотреть не на отдельно взятое, вырванное из контекста направление, а на всю идеологическую линейку СССР. Пионерия была не каким-то автономным движением, а частью большой идеологической программы. В нее были включены октябрята, пионеры, комсомольцы и коммунисты. И вся эта линейка вела к логичному воспитанию человека, партийно-идеологически прокаченного. На текущий момент движения подобного характера нет.
Та же самая Юнармия (хотя она имеет устав, форму и соответствует всем признакам движения) не имеет конечной цели. Кого в итоге выращивает Юнармия? Офицеров, которые будут достойны памяти тех великих военачальников, которые прославляли российское оружие в прошлом? Пока из того, что мы видим, этого не следует.
На самом деле, любое движение, не имеющее идеологической подоплеки и ясных конечных целей, обречено на провал. У пионерии в СССР был понятная цель – взять ребенка из октябрятского движения, провести через какие-то превратности взросления соответственно возрасту, довести до комсомола и вырастить человека с определенными политическими взглядами.
Мне кажется, сейчас надо начинать не с детей, а со взрослых. Когда у взрослых появится идеология, можно говорить об идеологии, которая будет пронизывать все возраста. По сути, мы упираемся и в отсутствие идеологии в принципе, и в отсутствие единой государственной идеологии. И мы регулярно возвращаемся в прошлое, и это самый главный когнитивный разрыв. Потому что у детей нет тех воспоминаний, которые могут формировать, например, позитивное отношение к пионерии. Дети не понимают, что это такое. А взрослые, те люди, которые продуцируют эти идеи, для того, чтобы объяснить свое решение, пользуются понятными им шаблонами и штампами. Условно говоря, человек, принимая решение на тех или иных уровнях административной лестницы, понимает, что пионерия – это было здорово. Потому что он был счастлив, молод, впервые влюбился, ходил в походы, пел песни у костра. И вся эта позитивная аура пионерии, как кажется идеологам данных решений, почему-то должна возникнуть у поколения, которое в этом не участвовало и никакого понятия не имеет, что это такое.
Более того, современное поколение детей, учитывая развитие информационного пространства, знает и видит больше, чем дети коммунистического строя. Кроме того, идеологическое воспитание детей в пионерской организации сопровождалось огромным количеством ритуалов, серьезной медийной поддержкой и так далее. В те времена, когда существовала пионерская организация, из всех информационных каналов, доступных детям, шел сигнал, что пионерия - это хорошо, что пионеры – герои, пионеры – честные и смелые. Это и в клятве звучало, и во всех фильмах для детей, которые снимались тогда в большом количестве. Сейчас таких фильмов вообще нет.
Кто герой у современного поколения? Моргенштерн*. А вызывает ли Моргенштерн* желание вступить в пионеры или какую-либо молодежную организацию? Нет. Если только это не сообщество реп-исполнителей или каких-то фейкующих персонажей.
Сейчас пионерские организации – это ТикТок-хаусы, где люди видят понятные примеры успеха. В любых других проявлениях это все неочевидно. Но подрастающее поколение стремится к успеху. А сейчас все критерии успеха, к сожалению, «зашиты» в песню Моргенштерна*: «Тачки, телки, бабки….». Вот и все.
Идеологическая составляющая потеряна. Кто и каким образом вернет ее детям, насколько это будет воспринято с учетом развития информационного пространства, когда человек может выбирать, что ему посмотреть, пока вопрос.
Глядя на существующие молодежные движения, также сложно ответить на вопрос, а есть ли у них какое-то информационное сопровождение. Я отец двоих детей, и я не вижу никаких попыток через информационное пространство повлиять даже на существующие молодежные движения. Хотя по идее у Российского движения школьников может быть гораздо больше возможностей продвижения и демонстрации историй успеха. Все-таки школьники – это широкая категория, и у школьников есть большое количество успехов, начиная от олимпиад по физике, которые на международном уровне выигрывают наши школьники, заканчивая чемпионатами по компьютерным играм. Но почему-то идеологически это никаким образом не вписывается в некое движение, все существует само по себе. Несмотря на то, что РДШ создано не вчера и не позавчера. Но даже историй людей, которые потенциально могут быть примерами успеха членов РДШ или хотя бы просто российских школьников, не существует. И пока я не вижу сколь либо деятельных решений, которые могли бы изменить ситуацию.
*Алишер Моргенштерн признан в РФ иностранным агентом
Печать