В Госдуму внесен законопроект о создании общественно-государственного общероссийского движения «Российское движение детей и молодежи "Большая перемена"». Как сказано в пояснительной записке документа, целью деятельности движения станут содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, а также подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, «включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей».
Любая организация – это не цель, а инструмент внедрения идеологии в массы, уверен политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов. То, что организация, подобная пионерской, нужна, вряд ли вызывает сомнения у кого бы то ни было. И попытки создания похожих организаций предпринимались не раз. У нас существует множество детских и молодежных организаций. Их десятки и сотни. Но проблема в том, что все эти организации не имеют единой идеологии. Именно отсутствие единой государственной идеологии - самая большая наша проблема. Это препятствие для деятельности любой уже имеющейся или новой организации.
Почему хорошо работали октябрята, пионеры и комсомольцы? Была единая государственная идеология (хороша она или плоха – это другой вопрос) и она была вертикально интегрирована. Когда маленький человек приходил в школу, он становился октябренком, и в него начинали вкладывать идеологию. Он становился пионером, идеологическая работа усиливалась, он шел в комсомол – идеологических аспектов становилось еще больше. Дальше партия. Каждый октябренок, пионер и комсомолец понимал, что он делает в этой организации. У самых маленьких – октябрят – был значок с юным Лениным, и они прекрасно понимали, что они юные ленинцы, хорошие ребята. Пионерам вкладывали в головы, что они юные борцы за дело Коммунистической партии Советского Союза. Даже, если кто-то не понимал этого смысла, слова и формулировки впечатывалось в сознание. Преданность определенной идеологии формировалась по всей вертикали.
А сейчас у нас получается довольно странная ситуация. Создается организация, например, то же Российское движение школьников, и не понятно кто это, куда они движутся, зачем. Возьми любого советского пионера и спроси: Ты пионер, что ты должен делать? И он обязательно бы ответил, что он должен хорошо учиться, любить свою Родину, быть примером для других ребят. Возможно, это произносилось и механически, но ответ был. Так же, как и ответ на вопрос, куда ты пойдешь дальше? В комсомол. Что будешь делать? Работать на благо советской Родины и советского народа и так далее. А сейчас спроси у участника РДШ: Вы кто? Что и зачем делаете? Хорошо если выговорит название: «Российское движение школьников». А что ты делаешь там? А кто его знает... Его туда записали, и хорошо, если он это запомнил. Вот и все.
Так что, создание очередной детско-юношеской организации, конечно, неплохо. Как минимум, хуже не станет. Но, в первую очередь, нам нужна идеология. Любая организация – это не цель, а инструмент внедрения идеологии в массы. Это то же самое, что дать человеку в руки молоток и сказать, что это классный инструмент. А что им делать - не пояснять. И если человек, не знает, что им забивают гвозди, молоток для него бессмысленная вещь. Поэтому, повторюсь, в первую очередь нужна идеология, которую надо «нести в массы», а инструменты – организации - найдутся.
Печать