Президент Центра ПРИСП Александр Точенов верно отметил, что сейчас Россия становится локомотивом изменения мировой истории. Однако понимание этой истины нуждается в развернутой интерпретации, - считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев, вступая в дискуссию. - Потому что иначе многие россияне поневоле могут неверно истолковать предоставленный России шанс на перемены и впустую растратить его потенциал.
Конец старого миропорядкаБезусловно, 24 февраля можно считать днем начала конца старого миропорядка. Шок, поразивший тогда многих экспертов, был вызван именно тем, что действия России радикальным образом расходились с правилами игры, установившимися в глобальных масштабах после крушения Советского Союза.
Также вполне очевидно, что претензии США
на роль гегемона уже не столь обоснованы, как в 1990-х годах. Соответствующая проблематика активно обсуждалась политологами и экономистами еще до начала кризиса на Украине. Соединенные Штаты сами во многом поспособствовали превращению Китая в своего главного экономического конкурента. КНР и Индия начали уверенно наращивать свой научный и технологический потенциал. Опыт иракской войны показал, что американская армия отнюдь не всесильна, и Вашингтон уже не может позволить себе роскошь «быть сильным везде». Было оспорено и доминирование США на международном рынке «мягкой силы». Наиболее ярким в данном случае является пример восточноазиатских государств, чья традиционная и современная массовая культура все больше проникает в жизнь американцев и европейцев.
Более того, сами граждане США все более разочаровываются в «американской мечте». Представители молодежи все более отчетливо понимают, что не смогут добиться того же уровня достатка, который был привычен для их отцов и дедов. При этом в обозримой перспективе им придется столкнуться с последствиями грубых ошибок предшествующих поколений. Так, соседняя Мексика постепенно скатывается до уровня «второго Афганистана». В ходе нарковойн, идущих в стране без малого 15 лет, погибло, по разным оценкам, от 40 до более чем 120 тыс. человек. Длительное вмешательство США во внутренние дела большинства латиноамериканских государств, в том числе – в рамках поддержки ультраправых военизированных группировок и продвижения неолиберальных реформ, спровоцировало рост числа мигрантов, которые в массовом порядке устремляются на территорию самой Америки.
Вполне очевидна и неспособность американских элит эффективно решить проблему межэтнических и межрасовых противоречий. Политика официальных властей сводится скорее к имитации борьбы с ксенофобией и во многом провоцирует ее рост.
К изменению системы координат
Однако нельзя забывать, что мы наблюдаем лишь начало конца американской гегемонии. Римской империи эпохи Диоклетиана было далеко до блеска и славы династии Антонинов, но это государство все еще оставалось гегемоном античной ойкумены. Вооруженные Силы США все еще остаются наиболее хорошо оснащенной и подготовленной армией мира. И эта сила основывается в первую очередь на экономической мощи Америки: ни одна иная держава все еще не может позволить себе таких военных расходов. Созданные американцами интернет-ресурсы остаются главными источниками получения информации и проведения досуга. Фильмы, сериалы и видеоигры, выпущенные в США, формируют ядро современной массовой культуры, что позволяет американскому истеблишменту в глобальных масштабах определять систему координат «нормальности» и нравственности, а также четко разделять иные государства на «плохих и хороших парней».
Наш мир лишь начинает возвращение в эпоху многополярности. Россия вырвалась вперед на старте. Но еще неизвестно, кто войдет в число финишировавших первыми держав. Власти РФ сумели выдержать первый натиск «коллективного Запада», в результате чего конфликт приобрел затяжной характер. У России есть шансы превратиться в «локомотив истории». Однако для этого необходимо уже в среднесрочной перспективе радикально модернизировать экономику, поменять политику пространственного развития, сформировать массовый средний класс, соответствующий европейским или японским стандартам качества жизни, а также предложить и собственным согражданам, и миру новые смыслы и ценности. Государство, претендующее на роль «локомотива истории», должно предоставить «граду и миру» привлекательный образ будущего, отличающийся при этом от «сакрального прошлого».
Ничто не предначертано. Ни триумф, ни поражение. Сейчас Россия столкнулась с глобальным вызовом, который может стать для нее шансом. Однако многим нашим согражданам нужно помнить о том, что не стоит ждать некоего «русского чуда». Оно не происходит само по себе. Право на чудо нужно заработать собственным тяжким трудом.
И в этой «гонке за светлым будущим» нам предстоит соперничать не только с США и ЕС. У России есть немало соперников и конкурентов, которые ситуативно могут выступать в качестве ее союзников. Индия, Китай, Бразилия – это также значимые участники «большой гонки». Ни в коем случае нельзя смотреть на них свысока. В том числе потому, что история Поднебесной наглядно демонстрирует извечные истины: прошлые победы не гарантируют тебе успеха здесь и сейчас, а отставание всегда грозит поражением.
Печать