Политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский – о концепции технологического суверенитета, описанной в статье спецпредставителя президента России по вопросам технологического развития Дмитрия Пескова «Остров Россия».Концепция
технологического суверенитета для России, предложенная Дмитрием Песковым, своевременная и сильная попытка примирить на идеологическом поле две большие элитные группы, чье тихое политическое противоборство перестало быть тайной с началом специальной военной операции на Украине. В числе обеих этих групп есть приверженцы крайностей: с одной стороны, «ура-патриоты», считающие изоляцию нашей страны от европейского сообщества лучшим для нее выбором, с другой - слепые поклонники всего европейского, начиная от брендов и заканчивая образом жизни. Укрепление такого раскола стало бы победой антироссийских сил, ознаменовало бы успех кампании за «отмену России» как в её самобытности, так и в её значении для мировой цивилизации.
Ситуация кризиса, перехода от жизни, ставшей привычной за последние три десятка лет, к чему-то большему, своеобразной грани - требует стройных идеологических постулатов, способных объединить в созидании эти позиции, кажущиеся полярными. Президент России Владимир Путин не раз говорил и о приверженности укреплению многополярного мира, в противовес экономической и политической гегемонии одного «государства-благодетеля», и о совместном экономическом развитии стран в ключевых регионах мира как об основе преодоления политических разногласий между народами. Не так давно Дмитрий Медведев сформулировал сам термин «технологический суверенитет» как долгосрочную цель, в противовес задачи по «импортозамещению», кажущейся ситуативной, временной.
Дмитрий Песков в своей колонке разворачивает эти векторы. При этом обозначенные спецпредставителем президента по вопросам технологического развития сценарии будущего не выглядят альтернативными. Скорее, воплощение левых идей, в части выполнения государством социальной функции, например, реализацию комплекса мер по борьбе с бедностью и «зеленый посткапитализм» как один из краеугольных элементов постиндустриального, устойчивого развития, вполне можно взять с собой на «остров».
Без этих элементов своеобразной политической линейки нашей стране стать центром самодостаточного «технологического архипелага» будет затруднительно. И, как у каждого из них есть экстремальная сторона, так есть и множество «годных кирпичей» для основы, что является доказательством жизнеспособности предлагаемой идеологии технологического суверенитета. Как показала практика, в недрах постсоветской науки, развитие которой без социальной составляющей того государства было бы, пожалуй, иным, есть масса технологических заготовок для величия нас – наследников.
И Дмитрий Песков совершенно прав: как минимум для эффективного использования этого наследия на новом цивилизационном этапе нужны технологические команды, состоящие как минимум из трех элементов – ученый, носитель идеи, предприниматель, инвестор, понимающий экономическое значение идеи и… переводчик с языка науки на язык денег, чтоб они могли построить коммуникацию, без устойчивости которой вся дальнейшая реализация той или иной технологической инициативы в современных условиях может лишиться перспектив.
Деятельный патриотизм таких технологических команд, уже сегодня появляющихся по всей стране, заряженный энергией «донецкого консенсуса» российских политических сил, вполне может дать стране долгосрочную, но достижимую цель и сделать наш «технологический остров» обитаемым, процветающим и связанным с другими такими же «островами» в эффективную систему.
Печать