Политолог Владимир Аватков поделился своими впечатлениями от научной поездки по Казахстану и Киргизии в своем Telegram-канале. Его наблюдения указывают на возрастающий дефицит «мягкой силы» России в регионе. С учетом опыта Украины, это является тревожным сигналом: отсутствие «мягкого» компонента влияния на фоне растущей экспансии внешних игроков в регион может потребовать в итоге «жесткого» решения проблемы.Рубли меняют в обменниках (в Киргизии легче, чем в Казахстане), карта мир не работает в Казахстане, но работает в Киргизии, при этом такси можно оплатить нашей картой в Казахстане, но нельзя в Киргизии.
В гуманитарной сфере все сложно. Почти везде - американцы, немцы, турки. Кто угодно, только не мы.
Мы есть в экономике, нас нет в «гуманитарке». Все спрашивают, как получить грант, как сделать проект, например, по Великой отечественной. Как сделать что-то. Проблема в механизмах и в информационном освещении. И это при том, что готовы почти просто так, а западные коллеги платят по 300 евро за статью.
Нас еще ждут, хотя медленно, но верно включаются чуждые нам нарративы и логики. Это - плоды работы, в первую очередь, западных НКО. Мы будем создавать и продвигать свои нарративы у наших постсоветских братьев или ждать дальше взрывов?
Многие бастионы держатся из последних сил. Смена поколений все изменит.
Русского языка много, хотя а) уровень владения снижается, б) знание языка ни о чем не говорит, достаточно посмотреть на украинский кейс.
Восток побеждает в сознании людей - и стремительно. Причем это проявляется во всем - от политики до быта.
Отношение к России и россиянам разное. Преимущественно позитивное. Вопросов про СВО много, отношение разное. Но. Это не такой острый вопрос, как для нас или даже Белоруссии. Это - далеко во всех смыслах слова. А рядом Афганистан и Пакистан. А еще есть междусобойные проблемы. И есть острое восприятие каждого нашего действия и бездействия тут. Пока что все равно в этом плане все крутится вокруг взаимодействия с нами. Но надолго ли?
Печать