Если бы Алексея Арестовича не существовало, его бы следовало придумать, - политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев пытается понять замысел соратника украинского президента.Советник президента Зеленского в ходе украинского кризиса выступает в роли стабильно работающего генератора резонансных инфоповодов. Следует честно признать, что ежедневные обращения Арестовича к пастве обеспечивают журналистов с обеих сторон фронта едва ли не в том же объеме, что и брифинги оборонных ведомств. Артист больших и малых жанров Алексей Арестович регулярно то радует публику
комедией от лица простого сельского парубка матеря Генри Киссинджера, то в лучших традициях Вильяма нашего Шекспира шокирует публику известиями
о тяжелых потерях на фронте. Советник Зеленского наверняка запомнится современникам и как футуролог. Согласно его прогнозам, если западные партнеры не предоставят Украине все необходимые ей вооружения, то Россия захватит «незалежную». После чего мобилизирует в свою армию украинцев и двинется к Лиссабону, чтобы «боевые буряты» наконец смогли выполнить завет Чингисхана и омыть БМП в волнах «последнего моря». Примечательно, что за такие заявления Арестовича еще ни разу не одернули и не пожурили, по крайней мере – публично (к вящей зависти Дмитрия Пескова и Джейн Псаки).
Последний перфоманс Арестовича был посвящен Херсону. Советник президента Украины в принципе неравнодушен к этому городу. Любые оценки боевых действий в его окрестностях Арестович описывает с чувством и расстановкой. Так, причину перехода Херсона под контроль российских войск украинский инфогуру описал емким словом «пролюбили» (нецензурный оригинал заменен в данном случае синонимом).
Однако в последних заявлениях Арестовича события на «херсонском фронте» приобрели по-настоящему эпохальный размах. По заверениям советника Зеленского, именно здесь должно развернуться решающее сражение СВО – «мать всех битв» в тени украинских подсолнухов.
Хитрый план New Vassuki style
Как заявил Арестович, Запад не намерен добиваться полного уничтожения военной и экономической мощи России. Брюссель и Вашингтон стремятся скорее нанести Кремлю тактическое поражение, «поставив Путина на место». И поэтому им необходимо, чтобы российские войска потерпели достаточно тяжелое поражение, чтобы вызвать кризис внутри РФ и принудить Москву сесть за стол переговоров и подписать условный «Портсмутский мир 2.0».
И прямо сейчас, как считает Арестович, у ВСУ есть возможность нанести России удар необходимой силы. В лучших традициях «великого комбинатора», советник Зеленского пророчит скорое «полуокружение» войск РФ под Херсоном, которое должно вынудить Кремль пойти на крупномасштабное отступление во избежание полноценного котла.
Данное заявление вызывает вполне закономерные сомнения. Во-первых, для проведения такой операции потребовалось создать на херсонском участке фронта ощутимое превосходство в живой силе, артиллерии и бронетехники и, как минимум, обеспечить паритет в воздухе. Причем речь идет именно о подразделениях, обладающих должным уровнем подготовки. С учетом потерь ВСУ, недавно озвученных самим Арестовичем, создать такую группировку можно лишь оголив другие участки фронта (т.е. осознанно идя на риск его развала).
Во-вторых, реализация «плана Арестовича» в принципе не может привести к значимому поражению ВС РФ. Если на территории города нет стратегически важных производств или коммуникаций, его падение само по себе не приведет к перелому хода боевых действий. Именно поэтому первоочередной задачей является разгром сил противника: крепости бесполезны, если их некому защищать. Сценарий Арестовича предполагает скорее вытеснение российских войск из Херсона, т.е. они в целом сохранят свою боеспособность и даже смогут контратаковать.
В-третьих, даже имиджевый эффект победы ВСУ вряд ли будет существенным. Несколько месяцев назад российские войска вышли с территории Киевской, Черниговской и Сумской областей, однако это не привело к внутреннему кризису, расколу в элитах и митингам протеста в РФ.
Риторика с двойным дном
Вполне может быть, что прогнозы насчет «перемоги в Херсоне» - это не более чем пропагандистская риторика в духе «деблокируем Мариуполь» или «к концу года будем пить горилку на Васильевском спуске». Однако существует и иная вероятность. Вполне возможно, что Арестович тестирует общественное мнение.
Его «перфоманс» включает в себя ряд важных моментов. Он в очередной раз доносит до сограждан мысль, что Запад не желает «войны до победного» и готов мириться с Путиным. Арестович подчеркивает, что без западной помощи ВСУ не способны нанести решающее поражение российским войскам. Тем самым он приучает обитателей Украины к мысли о том, что их мечты об «уничтожении империи» не сбудутся. С Москвой придется мириться, при этом условия не будут диктоваться в стиле «горе побежденным». И немалая часть территории «незалежной» при этом отойдет противнику.
Вполне очевидно, что для большей части украинской общественности это будет равнозначно поражению. И многие нынешние «герои перемоги» и «славные лыцари» могут внезапно оказаться в рядах «зрадников» и «кацапских агентов». Поэтому важно заранее прощупать, с какой частью украинской территории и при каких условиях готов расстаться обыватель, вписав соответствующие планы в героический миф о «украденной Западом победе над москалями».
Впрочем, как говорил старик Фройд (он же Фрейд), «иногда сигара – это просто сигара».
Печать