Журналист Андрей Медведев опубликовал в своем Telegram-канале пост, посвященный вопросу о реакции украинского общества на конфликт в Донбассе и спецоперацию ВС РФ. Как отмечает Медведев, в новейшей истории России почти все вооруженные конфликты сопровождались расколом внутри общественности. Реакцией россиян на начало боевых действий всегда становилось образование двух «партий» - мира и войны. Даже в случае СВО внутри общества образовалась неформальная оппозиция по отношению к решению политического руководства начать спецоперацию.
За редкими исключениями (к числу которых можно отнести кейс приговоренного к 7 годам колонии Алексея Горинова) власти предпочитают достаточно мягко, посредством штрафов воздействовать на публичную активность противников СВО. Хорошо осознавая, что политика жесткого подавления не только усугубит раскол внутри общества, но и даст внешним противникам России очередной повод для начала серии информационных атак против нее.
При этом даже представители «партии войны» в России всегда пытались найти рациональное зерно в поведении противника, чтобы в том числе найти почву для диалога с ним. Так, в качестве причин широкого распространения религиозного экстремизма на Северном Кавказе всегда упоминали социально-экономическую ситуацию в регионе.
В то же время, как подчеркивает Медведев, внутри украинской общественности так и не сформировалась устойчивая и готовая публично выражать свою позицию группа противников силового сценария урегулирования донбасского кризиса. Большая часть как простых украинцев, так и лидеров общественного мнения предпочли либо закрыть глаза на происходящее, либо активно поддержать агрессивную политику официального Киева. Отдельные политики и представители журналистского цеха пытались выступать с критикой в адрес сторонников «силового решения», но нераскрытое убийство Олеся Бузины наглядно продемонстрировали им дальнейшие перспективы борьбы с «партией войны». При этом украинские СМИ и публичные лица максимально демонизировали и дегуманизировали противника, демонстративно подчеркивая невозможность примирения с ним.
С полным текстом публикации Андрея Медведева можно ознакомиться ниже.Заметил одну важную деталь. Я помню хорошо, как начиналась война в Чечне ещё в 94-м. И помню, как к ней отнесли в России. Были те, кто полагал, что надо «все там разбомбить к черту». А были те, кто считал, что эта война ошибка. Были журналисты, которые работали совершенно идейно на стороне боевиков, были те, кто работал только на стороне военных. Но и те и другие все же старались соблюдать баланс, и чаще говорили не войне как таковой, а о том, как её переживает мирное население.
И даже годы, когда в России совершались теракты, когда шла Вторая кампания, в обществе всё равно имела место дискуссия о том, всё ли было сделано, чтобы избежать войны и о степени ответственности руководства страны. При том, что все всё понимали и про терроризм, и про убийства русских в республике. Я помню, мне один офицер в Грозном сказал:
- Тут боевикам многие помогают. Ну так и мне не понравилось бы, если ко мне кто-то на дачу приехал на БТРе. Не просто тут всё. Не все же бандиты, Андрюх. Хотя, воевать надо.
Можно и осуждать ту дискуссию, что шла в обществе, можно и понимать, что она носила зачастую довольно антигосударственный характер, а порой специально велась именно в этом русле.
Но так или иначе - дискуссия была (да и сейчас никуда не ушла). Верная или нет, содержательная или не очень, нравилась ли она кому-то или нет - не важно. И даже в десятых годах уже этого века, мы продолжали пытаться понять, как же так вышло, что на Кавказ проник ваххабизм, журналисты и государственных и оппозиционных СМИ говорили о социальных причинах кавказского кризиса, коррупции и безработице. Мы думали о том, как можно ситуацию исправить.
И в этом наше огромное отличие от Украины - я не сравниваю содержательно ситуации на Кавказе и в Донбассе (их сравнивать не правильно и бессмысленно), я о реакции общества. С 2014 года на Украине не возникло ни одной антивоенной партии, на Донбасс ездили, чтобы понять что там происходит только фриковатые политики (вот Надежда Савченко, в частности - такой парадокс), в СМИ не возникло ничего похожего на попытку осуждения бойни на Юго-востоке.
Напротив, практически все общество или сделало вид, что его это не касается (а информация, скажем, о гибели детей под обстрелами это москалськая пропаганда), или с яростью принялось шутить про "жареных колорадов" и желать смерти всем сепарам, потому что они недолюди и сами этого заслужили. СМИ же совершенно осознанно нагнетали ненависть ко всем жителям Донбасса.
Никакой рефлексии. Никаких сомнений. Только «Украина понад усе». И ничего иного.
Вы слышали хоть раз про какого-нибудь украинского музыканта/актёра/политика, который осудил бы обстрелы Донецка и Луганска в 2014? В 2015? Или сейчас?
Может, знаете, кого-то, кто осудил нацизм, батальон «Азов» и прочее? Неа. Там даже милейшие шутники вроде старшего Хаита говорили, о том, как же хорошо, что в Доме Профсоюзов сепаров пожгли. Всё одно, они люди низкой культуры. А тех редких людей, что пытались говорить правду, как Олесь Бузина, просто убили.
И так везде. Поголовная стопроцентная уверенность в своей правоте. Да, убьём всех сепаров, попадём в Европу, а как иначе.
Это всё не совсем даже политика. Больше жертв, больше крови - будет удача и много еды.
Это примитивный культ бога смерти. И вокруг этого строится вся украинская реальность.
Печать