Обострение в Косово в ночь на 1 августа поставило Сербию и непризнанную ею республику на грань «серьезного конфликта», заявили в Белграде. Эскалации удалось избежать: косовские сербы разобрали баррикады. Это было условием Приштины, чтобы на месяц перенести вступление в силу новых правил для сербского населения Косово. Но кризис далек от завершения.
Внезапный запрет на пересечение границ частично признанного государства Косово автомобилей с сербскими номерами – очередная попытка проверить степень терпения сербов, комментирует сложившуюся ситуацию политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.Очередная провокация выглядит, как попытка дестабилизировать ситуацию в этой балканской стране накануне консультаций Белграда и Приштины в Брюсселе, намеченных на 18 августа. После них президент Сербии Александр Вучич планирует объявить имя нового главы правительства, после чего будет сформирован новый кабинет министров. Процесс этот и без того затянулся, ранее Вучич планировал завершить все до конца июля.
Готовящиеся переговоры Вучича и главы правительства самопровозглашенного Косово Альбины Курти после провокаций также обещают быть довольно жесткими. Президент Сербии уже обратился с заявлением в её адрес, подчеркнув: «даже НАТО не позволено открывать огонь» по сербам в Косово, принуждать их покинуть эту территорию или как-либо ущемлять их права и законные интересы.
Возможно, кто-то и хотел бы впоследствии, например, в процессе тех же запланированных консультаций, «ослабить хватку», склонив Вучича к усилению санкций против России. Но на практике пока организация провокаций против Сербии в Косово толкает наших традиционных союзников на Балканах ещё ближе к России.
Вучич неоднократно доказывал словом и делом, что первостепенной ценностью для него как для президента Сербии является обеспечение приемлемого качества жизни его народа. И иных причин рассориться с Россией, кроме надуманных, у Сербии нет. Достигнуты и реализуются довольно выгодные соглашения о поставке газа. А, судя по начинающимся волнениям в среде местных фермеров, в ближайшее время следует ожидать выхода двух стран на аналогичные соглашения по поставкам минеральных удобрений.
Ещё одним проявлением сближения Сербии и России вполне могло бы стать укрепление военно-технического сотрудничества. В публичной плоскости были озвучены планы о возможности размещения в Сербии военной базы Российской Федерации. Она могла бы решать примерно те же задачи, что и база в Таджикистане. Только там российские военные противостоят наркотрафику, а для Косово в последнее время более актуальна проблема нелегальной торговли оружием. Информация о его нелегальных поставках с Украины в другие горячие точки мира через группировки, базирующиеся в Косово, просочилась на днях.
Пожалуй, такое взаимодействие России и Сербии действительно могло бы стать примером пользы перед лицом всей Европы и серьезно перевернуть игру в актуальной международной политике.
Печать