К декабрю в России создадут автоматизированную систему анализа запрещенного контента «Окулус». Система будет анализировать изображения и кадры видеоматериалов на наличие запрещенной символики — графики, логотипов, флагов, монет запрещенных организаций и другого. Согласно техническому заданию, в системе также планируют реализовать распознавание текстовой информации на изображениях и кадрах видеоматериалов, включая расшифровку QR-кодов, переписки в чатах и каналах мессенджеров, надписей, URL-адресов, субтитров и другого.
Этого стоило ожидать, помня о том, что у нас сейчас идет достаточно масштабная кампания по разделению контента на полезный и вредный, на разрешенный и запрещенный, комментирует возможное нововведение политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.А если уж что-то считать запрещенным, то необходимо это отслеживать. И не только с точки зрения наказания за использование и распространение запрещенного контента, но, на мой взгляд, и с точки зрения социологического понимания, насколько вообще люди это уяснили, насколько они следуют законодательным ограничениям.
Приведу отчасти забавный пример. Подойдите к информационным щитам в московских дворах, где написаны координаты обслуживающей организации либо местной администрации. Так вот, там зачастую можно увидеть ссылки и на Instagram*, и на Facebook*, которые в данный момент являются запрещенными на территории России. А это, на секундочку, координаты властных и административных структур.
Так что, вполне понятно, почему появляются подобные поисковые информационные системы. Другое дело, как мне кажется, мало только отследить. Стоит помнить, что в психологии нашего населения всегда есть склонность подкузьмить государству.
Да, сейчас это несколько сошло на нет, есть эффект сплочения вокруг Родины и флага. Но в некоторых моментах люди все-таки считают ограничительные меры излишними. Сейчас даже часть депутатов Госдумы выступили с предложением разблокировать Instagram*, объясняя это потребностями развития малого бизнеса. Что, в принципе, справедливо. Эта информационная среда сейчас не востребована просто в силу закона.
Иными словами, очень важно смотреть, насколько то или иное ограничение принято людьми и насколько это ими понято. Потому что если взаимопонимания не будет, то можно хоть сто раз «прозапрещаться».
*соцсети Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской, запрещены в РФ.
Печать