Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар.
Ослик Иа-Иа.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев следит за событийной избирательной кампанией в Пскове.8 сентября в Псковском областном суде продолжится противостояние между партией «Новые люди» и территориальной избирательной комиссией, подобно утесу
вставшей для нечаевцев на пути участия в выборах в городскую думу региональной столицы.
«Новые люди»
добиваются ускорения судебного разбирательства, настаивая на том, что процесс
затягивается вопреки процессуальным нормам (с полным текстом заявления и доводов по этому поводу можно ознакомиться, перейдя по гиперссылкам).
С вероятностью 99%, суд вынесет решение не в пользу партии. Но «Новые люди» уже готовы к этому. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков ясно дал понять, что считает делом чести защиту псковских коллег. От его имени в Псковский городской и областной суды, а также кассационный суд в Санкт-Петербурге будут направлены депутатские запросы. При этом команда Даванкова твердо намерена добиться регистрации партийного списка в Пскове не позднее 10 сентября. При этом следует отметить, что вице-спикер проявил личное внимание к процессу еще на стадии первой инстанции и вызвался лично присутствовать на суде, хотя служители Фемиды и отказались его вызывать. Если верить псковским партийцам, Даванков приехал на родину Сергея Федорова и Юлии Пересильд на личном автомобиле и отправился на заседание после проведенной за рулем ночи.
Следует честно признать, что личные действия Даванкова в данном случае реально соответствуют партийному лозунгу «Люди важнее». Большинство его коллег, вне зависимости от партийной принадлежности, в аналогичных случаях предпочитают закрывать глаза на проблему, используя депутатские полномочия исключительно для решения личных проблем.
В политическом смысле выбор «новолюдами» тактики «обороны до последнего патрона» стал для партии объективно выигрышным. «Новые люди» сделали весомую заявку на статус реальной парламентской оппозиции, избегая при этом двух главных язв противников действующей власти - подростковых радикальных лозунгов и ленивых старческих договорняков.
Нужна нам только подпись, или первый акт Псковского балетаОднако точно оценить значимость псковского процесса можно лишь за счет обращения к его истории. Псковская эпопея «Новых людей» началась еще в июле. Партийцы тогда предоставили территориальному избиркому весь положенный пакет документов и только успели приготовиться к развертыванию агитации. Но криэйторы из Псковского ТИК поставили жирный крест на этих планах. Внезапно у сотрудников комиссии возникли смутные сомнения относительно достоверности подписей кандидатов. Одна ли баба сказала, или же в ком-то из членов комиссии проснулась задавленная в детстве мечта пойти по стопам Шерлока Холмса – история об этом умалчивает. Так или иначе, избирком подошел к этому вопросу всерьез, несмотря на то, что буква закона вообще не предусматривает проверки подписей на этом этапе процедуры. Комиссия может и должна проверять содержимое подписных листов. Но впервые в истории российских выборов были поставлены под сомнение подписи на заявлениях кандидатов. При этом по неясной причине списки прочих партий не подвергались таким проверкам. Но это, конечно же, не говорит о предвзятости. Избирательная комиссия, как жена Цезаря, вне подозрений.
В итоге из списка кандидатов «Новых людей» разом исчезли 10 из 32 кандидатов. Юристы партии пожали плечами (в конце концов, каждый сходит с ума по своему) и отправились в суд. За время процесса они узнали много нового о правоприменительной практике. Оказывается, что проводить экспертизу подписи можно, не изучая ее специфики. А достоверность выводов эксперта Барсукова вполне возможно доверить самому эксперту Барсукову. А что такого, это же честный человек, чекист, майор разведки и прекрасный семьянин. Также выяснилось, что нотариально заверенные утверждения кандидатов о том, что они реально подписывали заявления и намерены участвовать в выборах, вызывают сомнения у комиссии. Требовали ли бдительные члены избиркома у «новолюдов» справки о том, что они не относятся к числу четвероногих копытных из рода Camelus (в просторечии – верблюдов), точно не известно.
Достоверно можно лишь утверждать, что посмотреть на это представление приезжала даже делегация Центризбиркома. По неподтвержденной информации, гости из Москвы очень смеялись, в зале гремели овации, представителя ТИК несколько раз вызывали на бис и даже начали разбирать его выступление на цитаты.
Божий закон и федеральный закон – не западнее ПорховаК началу августа суд окончательно встал на сторону нечаевцев и вынес решение в пользу «Новых людей». «Сдается мне, джентльмены, что это была комедия» - подумал, наверное, судья и обязал избирком повторно рассмотреть вопрос о заверении списка. В итоге 10 августа комиссия зарегистрировала партийный список новых людей из 26 человек. Но уже 6 дней спустя избирком попытался оспорить свое же решение в суде (вот он, истинный эталон самокритики).
Список «новолюдов» вновь попытались снять, причем по новому основанию. И тут юристы партии действительно почувствовали себя в роли Алисы за столом у Безумного Шляпника. Выяснилось, что норма псковского Избирательного кодекса, на которую ссылалась комиссия в попытке «обнулить» регистрацию списка, напрямую
противоречит федеральному законодательству. Более того, даже эту «бунтарскую» норму избирком применяет избирательно. В рамках того же списка «Новых людей» одни кандидаты на ее основании были исключены, а другие сохранили свой статус. Однако в начале сентября суд вынес решение в пользу избиркома. Что дает нам основание утверждать, что у членов юридической команды «Новых людей» невероятно крепкие нервы. Потому что на их месте автор этих строк после оглашения решения суда просто встал бы и процитировал слова Рамзана Ахматовича Кадырова относительно исхода матча «Терек» - «Рубин». (Просто желая напомнить об этом событии, честь и достоинство членов псковского городского суда – неприкосновенны и не подлежат сомнению).
Вишенкой на торте стала официальная позиция псковской прокуратуры на апелляционные жалобы «Новых людей». В ней прекрасно все, в особенности, заявление о том, что суждения ответчика о несоответствии Избирательного кодекса Псковской области требованиям федерального законодательства. Действительно, кого вообще волнуют, что там пишут эти депутаты в Москве в своих законах? И, в конце концов, «ну а че такого», как гласит народная мудрость.
Оппозиционная партия, способная дать сдачиПартия, однако, намерена и дальше бороться за регистрацию своего списка на выборах в Пскове. В областной суд уже направлен иск об оспаривании, который должны рассмотреть вечером 8 сентября. При этом партия добивается ускорения темпов рассмотрения дела: суд первой инстанции вышел за пределы процессуальных сроков, из-за чего «Новые люди» могут не успеть зарегистрировать список до начала муниципальных выборов.
Однако правовые перипетии «псковского дела» не должны заслонять от наблюдателей его политическую составляющую. Судебный процесс в очередной раз наглядно продемонстрировал, как система управления внутренней политикой на региональном уровне воспринимает избирательный процесс. Избирком в этой картине мира выступает в роли стража-контролера, а не помощника партий и кандидатов. Комплекс будочника Мымрецова, как и его знаменитая установка «тащить и не пущать», продолжают определять образ мыслей бюрократии. Выстроенная в последние годы (пусть и очень несовершенная) система сдержек и противовесов, позволяла, пусть и ценой больших усилий, сдерживать «коллективного Фамусова» на местах. Однако в случае муниципальных выборов в Пскове она начала давать ощутимые сбои. И это негативный сигнал. Но в то же время псковская эпопея «Новых людей» вскрыла и позитивные моменты. Выяснилось, что при наличии политической воли, команды грамотных юристов и должной медийной поддержке оппозиционная партия может вполне эффективно противодействовать «административному катку» и превращать формальное поражение в медийный успех. Конфликт не удалось замолчать, как на региональном, так и на федеральном уровнях. К нему привлекли пристальное внимание со стороны ЦИК РФ и экспертного сообщества. Псковские власти поневоле оказались в роли «слона, объявившего войну моське». Что в итоге вызвало у общественности закономерные сомнения в «слоновости» власть предержащих.
Печать