Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о сокращении линии фронта российской армией вообще и о херсонском отступлении, в частности.
1. Причина отступления в Херсонской области идентична обстоятельствам балаклейской неудачи. Тонкая первая линия обороны, которую постоянно прощупывают ВСУ в поисках совсем уязвимого участка, часто ловят на ротации, формируют численный перевес и проламывают рубеж, не встречая сопротивления вглубине. Оборона не эшелонирована, дальше идут лишь опорники со скромными резервами, часто из тех же ротируемых.
2. Прорвав первую линию, ВСУ рассыпаются в стороны, мешая нанести концентрированный удар артиллерией и с воздуха, тем временем обеспечивая накопление плацдарма. В случае с Изюмом это были лесные массивы, куда хлынули партизанские группы, ССО и ДРГ. На равнине в Криворожье – стремительные тачанки и пикапы, над которыми ещё недавно высокомерно посмеивались.
3. Летучие отряды противника стремительно уходят вперёд, разрушая коммуникации и просачиваясь между опорных пунктов, наводя панику, мешая руководству понять картину происходящего, атакуя связь, обеспечение, логистику. Небольшие резервы не в состоянии гонятся за мобильным врагом по большой территории, не могут навести огонь и прикованы к месту дислокации, опасаясь атаки со всех сторон.
4. Противник, сильно рискуя, продолжает вводить войска и расширяет прорыв на глубину, но ВС РФ не имеют резервов для ударов с флангов по наступающим отрядам. Складывает одна и та же ситуация: подходящие российские резервы используют только чтобы вывести войска из гипотетического окружения и срочно организовать новую линию обороны. О том, чтобы отбить территории обратно, речи и не идёт.
5. Это простая и эффективная тактика ВСУ не требует чудо-вооружения, большого количества снарядов, брони, навыков. Разве что хорошая разведка, спутники НАТО и масса коптеров. Хорошая связь и координация. Ни о каких полчищах речи не идёт: действительно, у украинцев есть преимущество в людях, но не критическое. Вероятно, за спинами мобилизованных за лето удалось собрать примерно 30-50 тысяч опытных солдат вместе с иностранным легионом и ЧВК. Их быстро перебрасывают из одной точки в другую, так как логистика не разрушена, а ТВД не изолированы.
6. Российской армии остаётся сокращать линию фронта до тех пор, пока не удастся достичь нужной плотности обороны и не подойдёт подмога от мобилизованных.
7.
Как и писал ранее, проблема не отражает тактические промахи на местах: рыть окопы и траншеи, минировать направления, формировать мобильную оборону просто некем. Речь идёт о стратегической ошибке в планировании операции, пока что кажется, что довольно предсказуемой.
Печать