Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает серию рецензий на книги руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, председателя Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперта Центра ПРИСП Олега Иванова. Аналитики часто спорят: когда и с чего на Украине начался реальный гражданский конфликт – в 2014-м, после государственного переворота, названного украинской стороной «революцией достоинства»? В 2004-м, когда Виктора Януковича (его дальнейшая деятельность – не предмет этой рецензии) прозападные политики, поддержанные европейскими и американскими политическими фондами – понятие «коллективный Запад» тогда еще не было общеупотребительным – заставили пойти на третий тур выборов, который он, разумеется, с треском проиграл. Или еще раньше – в 1991-м, когда Украинская Советская Социалистическая республика получила независимость и превратилась в восточно-европейское государство Украина?
Автор «Проект «Украина»: из прошлого в будущее» Олег Иванов явно является сторонником последней точки зрения. По его мнению, гражданский конфликт заложен в саму основу украинского государства, да и вообще любых попыток построения украинской государственности.
В доказательство этого тезиса автор обращается к истории. Он анализирует различные политические и идеологические доктрины, занимавшие умы жителей и правителей этой страны на протяжении нескольких столетий. Подробно рассказывает о тех исторических персонах, которых, по самым разным причинам, сегодня принято ассоциировать именно с Украиной, - Богдане Хмельницком, Иване Мазепе, Кирилле Разумовском, Степане Бандере, Дмитрии Донцове и др.
Читатель исторической части «Проекта «Украина»...» довольно быстро понимает, что взаимоотношения гетманов с тогдашним «коллективным Западом», «турецкими партнерами» и Россией мало чем отличаются от нынешних иллюзий и разочарований украинских политических элит.
Книгу Олега Иванова можно было бы упрекнуть в отстраненности интонации, он будто специально не рассматривает исторические события с позиций сегодняшнего дня. Однако эта «отстраненность» исчезает, когда автор устремляет свой взгляд в будущее и начинает рассуждать о том, как не просто денацифицировать Украину, но и заложить такие основы существования нового украинского общества, в котором риски возникновения новых гражданских конфликтов будут сведены к минимуму, а все граждане страны обретут реальное равноправие, которое будет способствовать возрождению и процветанию.
Печать