Депутат Госдумы, заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова стала инициатором создания рабочей группы по разработке законопроекта против буллинга.
Автор и руководитель проекта «ПривалOFF» Александр Привалов, являясь одиннадцатиклассником, считает, что эта инициатива потенциально может улучшить психологическое состояние детей и учителей.Проблема травли в школах настолько серьёзна, что приходится разрабатывать законопроект. К сожалению, это реальная многолетняя проблема. Статистика 2019 года: 52% подростков сталкивались с буллингом. Это факт. Исследование провело агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика». Возраст опрошенных: 10-18 лет.
Приведу пример из жизни: в рамках проекта «Классные встречи» в качестве спикера выступал перед детьми на региональной смене Российского движения школьников, и один мальчик, Иван (имя изменено), спросил меня про травлю в школах. У нас завязался диалог, в ходе которого понял, что он подвергается буллингу в своём классе. Яркий молодой человек, абсолютно вежливый и корректный, активный участник встречи: «Почему именно он?» - спросил я себя. Безусловно, даже полная противоположность Ивана, как и любой живой человек, не заслуживает такого отношения. Пришёл к тому, что человека с высоким потенциалом успешности общество не хочет воспринимать и в целом принимать, окружающим легче просто «отказаться» от него, «отодвинуть» за черту класса, кружка по интересам или школы.
В чём причина такой реакции? Многое зависит от воспитания, но уже в средней школе ребёнок в силах начать воспитывать себя сам. В телеграмм-канале «Саморазвитие» нашёл интересное понятие, которое иногда может очень точно описать проблему буллинга. «Менталитет краба» - феномен, при котором человек стремится препятствовать начинаниям и достижениям других, даже если такое поведение не принесёт ему выгоду. Яркую личность часто хотят «потушить», тянут её вниз.
Администрация школ не видит акты травли или не хочет этого замечать, здесь всё индивидуально. По итогам исследования экспертами НИУ ВШЭ было выяснено, что 60% учителей не видят проблемы с буллингом в школах. Сейчас перед Госдумой стоит задача сделать образовательную среду комфортной, в том числе и для учителей. Не надо забывать, что «вчерашние студенты» тоже становятся педагогами, а их не всегда серьёзно воспринимают старшие коллеги и ученики. Идеальная концепция любого образовательного коллектива – искреннее абсолютное взаимоуважение.
Я – не эксперт в сфере психологии и образования, но считаю, что во всех проявлениях зла винить школьных психологов неразумно. Если их лишь дополнительно нагрузят новыми полномочиями, в лучшую сторону ничего не поменяется. У нас есть много ресурсов для позитивного влияния на развитие подрастающей молодёжи, можно проводить специальные встречи в рамках проекта «Разговоры о важном», потому что он уже действует. По моему мнению, необходимо удачно интегрировать новые практики в сфере антибуллинга в успешно работающие механизмы. Как говорит депутат Курской областной Думы VII созыва Дмитрий Гулиев, награждённый в 2020 году медалью «За заслуги в воспитании молодёжи»: «Депутату не надо изобретать велосипед. Для того, чтобы быть полезным, нужно слышать своих избирателей».
Вместе с тем одной школой ограничиваться нельзя. Параллельно с буллингом развивается кибербуллинг. Необходимо вводить ограничения и контролировать действия детей в Интернете, не нарушая их личные границы.
Могу сказать по своему блогу: после публикации на патриотическую тему сталкиваюсь с наплывом «укроботов» и наших формальных сограждан, которые, вероятно, уже пересекли границу с Грузией или Казахстаном. Это немного другое ответвление хейта, такого не было год назад, но это есть сейчас.
С детским буллингом нужно бороться на законодательном уровне, в школе, после школы, в Интернете. Тем более в условиях проведения специальной военной операции.
Будущее России – молодёжь. Его надо защищать всеми доступными силами.
Печать