Ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Виктор Титов – о закономерности итогов парламентских выборов в Италии, состоявшихся 25 сентября 2022 года. На фоне событий «спецоперации» и «референдумов» в Херсонской и Запорожской областях электоральная жизнь других стран вроде как отошла на второй план. Отошла – но не замерла. Особняком здесь стоит Италия – самая близкая нам страна «коллективного Запада» - где подведены итоги парламентских выборов.
Результаты недавно состоявшихся в Италии выборов были,
в общем-то, предсказуемы. После чудовищной пандемийной катастрофы, постигшей республику весной 2020 года и фактического отказа ЕС помогать ей в тот критический момент,
о победе левых «еврооптимистов» можно было забыть. Такой исход был не реален в принципе – даже с учетом широко распространившегося в Европе антироссийского психоза и криков «системных» политиков, о том, что всем надо объединится и не раскачивать и без того ветхую и дырявую лодку «объеденной Европы».
Вопрос был лишь в том, насколько «правым» будет правительство, и кто в этой коалиции будет играть определяющую роль. Формально вариантов было три. Самый очевидный и прогнозируемый – «Лига Севера» и Маттео Сальвини как будущий премьер. Ностальгический и чуть менее очевидный - «Вперед, Италия» и возвращение Берлускони. Ну и слегка экзотический – «Братья…» во главе с «сестрой» Джорджей.
И тут случилось следующее. Оказалось, что «традиционным правым» - «христианским» право-центристам в лице Берлускони итальянский избиратель, мягко говоря, не верит. Против Берлускони в этот раз работала не только его криминально-эпатажная репутация, но и возраст. 86 лет – конечно, не предел «политической молодости» в Европе. Но всё же, что новое может предложить человек, который трижды был премьером за последние тридцать лет?
«Лига Севера» как лидер коалиции - этот вариант первоначально выглядел несколько более продуктивным. Только вот есть два больших «но». Во-первых, Италия – это не только север. И хотя Сальвини, надо отдать ему должное за последние 9 лет много сделал, чтобы отмыться от репутации «раскольника» и подчеркивал, что такое название – скорее, дань уважения отцам-основателям партии, чем отражение сегодняшних ее политических приоритетов, тем не менее… «север – значит, север».
Во-вторых, слишком уж памятен был негативный опыт выборов-2018, когда Лига, фактически победив, переругалась со всеми – как раз в канун пандемии, когда надо было не склоки разводить, а страну спасать.
Понятно, что виновником той ситуации был не столько Сальвини, сколько лидеры-пустышки из «Движения пяти звезд», однако, «осадочек остался» … Тогда ситуация усугублялась еще и тем, что «пятизвездочные» популисты тоже пытались в свое время активно пиариться на «правой» повестке: дескать, они тоже не любят зажравшихся евробюрократов и против иммиграции. Но не было в тот момент у «пятизвездочных» нормального лидера – что уж тут поделать. (Эх, был бы жив Леонид Ильич, уговорили бы его за бутылку «Арарата» …). Вот и вошла страна в «ковидную» катастрофу с так называемой «право-центристской» коалицией – слабой и фрагментарной, с блеклым и компромиссным Джузеппе Конте во главе.
Естественно, такой раздрай с элементами «пира во время чумы» ударил по всем участникам процесса – и по «Лиге», в том числе. Сухой остаток: у итальянского избирателя осталось и даже усилилось неприятие «левых» с их европейскими ценностями, но и сформировалось некоторое отторжение к «правым» с их социальным популизмом и управленческой импотенцией. Вот и потребовались «новые правые» - такие же эпатажные, слегка неполиткорректные, но, в общем, другие и без загонов… «Неофашисты»? Ну, давайте честно – ничуть не более, чем наш «друг» Орбан в Венгрии, или наш «враг» Качиньский в Польше. А если предельно откровенно – по многим пунктам они куда менее националисты, чем их венгерские и польские визави. И да, в большинстве своем они куда лучше относятся к России. Жаль, что в нынешних условиях это уже почти ни на что не влияет…
И разумеется, еще два фактора. Первый – социокультурный: сильнейшие реминисцентные националистические настроения в итальянском обществе. Не забываем ведь – Италия, в отличие, например, от Эстонии или даже Польши, была империей. И историческая идентичность у нее – сугубо имперская. Поэтому это для нас Муссолини – только лишь «союзник Гитлера», что-то вроде Бандеры, и ничего более. А у многих итальянцев – совершенно другое восприятие прошлого. Отсюда и вся ностальгическая эстетика фашизма в современной Италии, плохо скрываемое, а на юге – открытое – почитание дуче и его эпохи. Если и не преклонение перед ней, то, как минимум, уважение.
И да, после Второй мировой войны никакой «денацификации» в Италии не было. У власти сразу же оказались «правые», у которых с Муссолини были, скорее, стилистические, чем ценностные и содержательные расхождения. И, если что, свергли они дуче в 1943 году не потому, что он был фашистом и ввязался войну, а потому что эту самую войну проиграл…
Второй фактор – персональный. «Эффект новизны»,
обаяние «с элементами харизмы» Джорджи Мелони.
Пусть она – и не новичок в итальянской политике, но на фоне «потрепанных жизнью» персонажей наподобие Берлускони, Ренци, а теперь уже и Сальвини (после нынешних выборов можно уже говорить, что массовый «эффект усталости» стал бить и по нему) выглядит вполне себе драйвово. Драйвово – и правильно. Да, семейные ценности, уважение к прошлому, вся правая риторика. Но – без крайностей радикального консерватизма и фундаменталистского пуританства. Вот, возьмем семейные ценности: синьора Мелони, как и положено настоящим «правым», против однополых браков и всякого прочего разврата. Резко отрицательно относится к абортам – но запретить их не требует. У нее есть ребенок, но нет мужа. Но зато есть «спутник» … В смысле, бойфренд, а не вакцина. И ничего, проголосовали. В конце концов, чем она хуже голландского премьера Рютте, у которого тоже есть спутник?!
В общем, всё закономерно. Кто-то скажет, что в канун векового юбилея «марша на Рим» дуче вернулся – обновленный, сменивший пол, модернизированный и даже во многом «денацифицированный». А если серьезно: по доброй итальянской традиции (которая в 2020 сыграла злую шутку со страной) нас ожидает коалиция. Скорее всего, уже с «братьями» и «сестрой» во главе. Осталось ждать совсем недолго.
Печать