Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о том, что за конспирологическими вещами порой стоит лишенная всякой фантастики реальность. Британский еженедельник The Economist представил свою традиционную обложку с коллажем-прогнозом на следующий год, чем вызвал традиционные обсуждения.
По одной из версий издание принадлежит клану Ротшильдов, и сторонники теории заговора считывают ее как прямое послание от «Тайного Мирового Правительства».
Номер с «конспирологической» обложкой получил название World Ahead 2023. В центре обложки опубликована фотография президента
России Владимира Путина. Слева от него – президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин.
Справа расположены 3 фигуры, намекающие на основные кризисные или спорные точки в мире, – лидеры Украины, Тайваня и первая женщина-премьер Италии. Также на обложке затронуты темы космоса, медицины, ПВО, активизация рынка БПЛА и газовый кризис.
Если выбор Украины и Тайваня очевиден, то попадание Мелони вполне может быть воспринято конспирологами как некий сигнал грядущего раскола в Европе. Победа правоцентристской коалиции партий «Братья Италии», «Лига» и «Вперед, Италия» шокировала Европу. Некоторые политики уверены, что она пойдет по пути Дональда Трампа и Виктора Орбана, которые, в конспирологической трактовке, являются «агентами России». На самом деле - партии, представленные в коалиции, в разной степени поддерживают Украину, поэтому ожидать каких-либо изменений во внешней политике Италии не стоит (хотя и руки Мелони указывают на восток).
Беспокойство левых, на правящих позициях в странах Европы понятно. Существует теория о грядущем «правом развороте» Европы. Результаты выборов воспринимаются, как сигнал о несогласии общества с политикой левых, и реакция на победу «правых» в Италии весьма болезненна. Подобный прецедент не первый. Результаты Ле Пэн на парламентских выборах, победа Шинн Фейн в Северной Ирландии и правые центристы в Швеции выглядят тревожными знамениями.
Другая деталь, на которую обратили внимание «конспирологи», – лидеры Тайваня и Китая смотрят в одну сторону. Это можно интерпретировать как то, что у них общие история и путь развития. Впрочем, в ту же сторону смотрит и Путин.
Как и раньше, конспирологи смогут вплести любую деталь обложки в свою стройную теорию заговора – будь то жест, взгляд, расположение фотографий политиков. Холоднокровные авторы The Economist знают это, и год за годом спекулируют на домыслах, возбуждающих неравнодушные сердца.
Обложка на 2022 год была посвящена противостоянию США и Китая. На переднем плане разместились Джо Байден и Си Цзиньпин, а другие темы (пандемии, «зеленой» энергетике, криптовалютам ADA и ETH, колебаниям на финансовых рынках) отодвинуты на второй план как элементы американо-китайского противоборства. Сейчас понятно, что конфликт "США-Китай" так и не стал основной темой уходящего 2022 года.
На обложке The Economist на 2021 год был изображен игровой автомат («однорукий бандит»), лоты на котором уже были запущены, что символизировало неопределенность в мировой экономике и политике. Затрагивались такие темы как BLM, рост экономики Китая и финансовых рынков, пандемия коронавирусной инфекции.
Я не вижу в обложках британского «Экономиста» зашифрованного послания – это лишь попытка спрогнозировать события предстоящего года в экстравагантном ключе. Впрочем, в наши динамичные дни, самые абсурдные конспирологические теории иногда подтверждаются реальностью.
Печать