Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о ключевых итогах саммита G20. Очередной
саммит «Большой двадцатки» продемонстрировал, на мой взгляд, следующие изменения в мировом политическом процессе: ослабление позиций США, усиление Турции и Китая, отказ мирового сообщества признавать Россию страной-изгоем, и постепенная суверенизация стран, не входящих в G7. Российские СМИ и деловые издания сейчас много пишут о том, что прошедший саммит продемонстрировал «победу здравого смысла», раз требования украинской стороны и «большой семерки» об изоляции России не были поддержаны, а, наоборот, Россия хорошо проявила себя и смогла добиться выгодных для себя условий.
Конечно, в итоговом коммюнике лидеры мировой экономики осудили тот негативный эффект, который оказывает военный конфликт на Украине, и сами боевые действия, но от прямых обвинений России в этом удалось избежать, хотя на этом и настаивали США и ЕС.
Поддержка стран, пострадавших от продовольственного кризиса и возобновление зерновой сделки – однозначно положительные для России решения саммита. РФ сможет прямо оказывать помощь нуждающимся странам, без посредников, как на том настаивает Путин. Однако поставлять свои удобрения и химпродукты в рамках сделки на запад Россия не сможет – этот пункт «зарубили» условием обмена всех украинских пленных на российских. Но переговоры еще и идут, и, возможно, ситуация скоро поменяется.
Российская дипломатия однозначно выступила на этом саммите хорошо, консолидировав усилия вместе с китайскими, индийскими, турецкими и индонезийскими политиками, не дав продавить коллективному западу свои решения. Позиции Турции, Китая и Индии, как наиболее быстро растущих мировых экономик, сегодня игнорировать уже невозможно и без их согласия и ведома невозможно полностью уничтожить за счет экономической блокады другую страну – в этом российские СМИ правы – «Семёрка» уже не может определять политический вектор других развивающихся экономик.
Происходит суверенизация «двадцатки». Если раньше это была «семерка» и тянущиеся за ней развивающиеся страны, то сейчас последние уже начинают превосходить ведущие западные государства. Конечно, пока ещё 13 государств не могут полностью превзойти по экономическим показателям страны «центра», но боевые действия на Украине, как это ни странно, могут способствовать развитию и кооперации других государств, поскольку нынешний кризис разрушает старую экономическую модель, в которой страны мировой полупериферии и периферии лишь придаток для более развитых и богатых стран, поставляющие туда ресурсы. Сейчас у других стран появился шанс развиваться не под диктовку центра, а налаживать новые экономические связи.
Конечно, это делать нужно будет в любом случае, ведь старая модель, в которой над всем миром довлеет «большая семерка», нежизнеспособна – сам конфликт на Украине этому подтверждение. Другие страны двадцатки в ближайшем будущем будут искать собственные пути развития при помощи кооперации, вопрос только когда это случится. Нежелание стран центра упускать свои экономические интересы чревато разрастанием конфликта в полноценную мировую войну.
Печать