Глава НИЦ «Особое мнение», эксперт Центра ПРИСП Екатерина Курбангалеева - об эмиграции и ее возможных последствиях.Я склонна согласиться с оценками тех экспертов, которые утверждают, что эмиграция из России, начиная с февраля 2022 года, не приобрела огромных масштабов. Конечно же, она значительно больше, чем была до сих пор, но это, безусловно, не миллионы людей.
Говорить о конкретных цифрах – дело неблагодарное. Мы имеем в нашем распоряжении лишь отрывочные сведения из стран, где оседают наши соотечественники. Официальные данные Погранслужбы РФ и Росстата также не отражают всю полноту картины. Есть консенсус среди исследователей относительно первой волны эмиграции (за первые полгода 2022 года) – около 200 тысяч человек. Уехали те, кто мог позволить себе уехать. Это, как правило, относительно молодые люди со средним возрастом 30-35 лет, с высшим образованием – так называемый upper-middle класс. Многие из них еще не успели обзавестись детьми. Основные сферы занятости эмигрантов первой волны: IT и реклама (причем, надо оговориться, что в основном уезжали представители среднего и руководящего звена), а также собственники небольших бизнесов в сфере услуг, молодые ученые, представители творческих профессий. Часть из IT-сектора и рекламы успела вернуться, поскольку эти люди, как правильно аполитичны – драйверами для них послужила релокация офисов западных кампаний и общий тренд – но привязаны к определенному IT-и бытовому комфортy, который им предоставляли Москва, Санкт-Петербург и другие российские мегаполисы.
Также в первую волну уехали те, кто не мог не уехать – журналисты, активисты, некоторые руководители НКО.
Весьма вероятно, что большинство эмигрантов первой волны за исключением, как уже было сказано, части аполитичных релокантов, уже не вернутся. Они все будут востребованы, и чужбина скоро перестанет быть таковой для них. «О тоске по березкам» в наши дни, когда мобильность товарных, людских и информационных потоков выросла в разы, говорить, по меньшей мере, странно. Это классическая и драматическая для нашей страны «утечка мозгов». И она будет расти понемногу.
За учеными, исследователями и людьми творческих профессий потянутся лучшие врачи, дизайнеры, оставшиеся, но очень востребованные на Западе инженеры и пр. Их за собой потянут, в том числе, уехавшие.
Вторая волна – с 21 сентября 2022 года, когда была объявлена
частичная мобилизация, скорее всего, будет иметь характер маятниковый. Это в основном молодые мужчины, которые «уехали на панике». Следовательно, отъезд был не подготовлен и не продуман. Большая часть этих мужчин вернется и как-то найдет себе применение в будущей России.
Но вот о ком точно забывают – это внутренние мигранты России, те, кто уехать не может по разным причинам, но не приемлет происходящее. Большой вопрос – найдут ли и реализуют они себя. Это можно назвать «избыточными потерями человеческого капитала», которые невозможно оценить, но и недооценивать нельзя. Это нерожденные изобретения и идеи, недоученные молодые специалисты и неоткрытые бизнесы.
Очевидно, что процесс миграции из России еще не окончен, и анализировать его сейчас преждевременно. Но о чем точно уже можно говорить, так это о вымывании человеческого капитала (как плодородных почв или ценных пород) и интеллектуальных потерях будущих периодов.
Печать