Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о решении властей увеличить штат МВД.Президент России Владимир Путин подписал указ об очередном увеличении штатной численности МВД. На 2023 год этот показатель установлен на уровне 922 тыс. человек. Итого с 1 января размер штатной численности сотрудников Министерства внутренних дел вырастет более чем на 27 тыс. человек. К 2025 году показатель вырастет до 938 тыс. Для сравнения, в 2014 году он составлял 894 тыс. человек. Т.е. за 2014 – 2025 гг. прирост штатов ведомства должен составить 44 тыс. человек.
Численность штата российского МВД является рекордно высокой и в сравнительном аспекте. На 1990 год в СССР один сотрудник МВД приходился на 467 граждан. В современной России это соотношение составляет 1:158. Это, кстати, позволяет задать вопрос: мы что, стали в 3 раза опаснее друг для друга?
Если верить данным Евростата за 2017 год, на каждые 100 тыс. россиян приходилось 510 полицейских. Для Финляндии этот показатель составил 137 человек, для Норвегии – 168, для Великобритании – 212, для Польши – 260, для Германии - 299, для Франции – 321, для Испании - 360. Показатели, близкие к российским, продемонстрировали только Португалия (449), Италия (453), Латвия (461) и Греция (497). Впрочем, нужно сделать ремарку: в данном случае речь идет именно о сотрудниках полиции, а не полном штате МВД.
И с этого момента начинается поистине занимательная арифметика. Во-первых, еще в ноябре 2022 года глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что в ведомстве наметился критический некомплект: ему не хватает 90 тыс. сотрудников. При этом лишь за последний год масштабы нехватки кадров увеличились на 20 тыс. человек.
На этом фоне новость о расширении штата может показаться полной позитива. Однако министр также успел «обрадовать» народ другой новостью: за последние годы численность полицейских в Москве сократилась в два раза. Т.е. штаты МВД растут, как минимум, с 2014 года, а ДПСники на улицах столицы тем временем превращаются в «вымирающий вид»?
Как это объяснить? Все предельно просто. Штаты МВД растут, но не за счет людей, работающих «на земле» - «оперов», ДПСников и участковых. Напротив, именно они превращаются для ведомства в дефицитный ресурс. «Палочная система», бессмысленные и беспощадные совещания, имущественное расслоение внутри ведомства, горы отчетности, постоянные переработки, фактическое бесправие перед лицом «большого начальства», нерешенный «жилищный вопрос» приводят к тому, что сотрудники массово увольняются из полиции при первой же возможности, (включая выпускников ведомственных вузов). Именно поэтому в полицию приходится набирать кадры буквально «по объявлению». Подчеркну: идет уже не столько отбор, сколько набор.
В 2012 году предельная штатная численность сотрудников ОВД (т.е. служащих МВД, имеющих звание и погоны) составляла 907 тыс. человек, в 2018 году – около 747 тыс. К январю 2024 года ее нарастят до 782 тыс. сотрудников органов внутренних дел.
Зато ряды сотрудников МВД регулярно пополняют за счет «непрофильных активов». Спортсмены, сотрудники ведомственных домов отдыха, делопроизводители, кадровики, музыканты, водители, документоведы, кладовщики – имя им «легион». Не будем забывать и про такую «человекоемкую» часть министерства, как управленческий аппарат. Тут все как в анекдоте: один человек копает, трое дают ему ценные указания. Именно из-за раздутого штата «эффективных менеджеров» знаменитая цитата Мюллера обрела в ведомстве второе рождение (поясняю для зумеров - «Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы. А давать руководящие указания может даже дрессированная шимпанзе в цирке»). Не будем забывать и о том, что треть сотрудников МВД – женщины. Нет, среди служительниц правопорядка есть и настоящие валькирии из категории «Слона на скаку остановит и хобот ему оторвет». Однако большинство представительниц прекрасного пола занимают все-таки «бумажные» должности и не вовлечены в работу на земле.
И спешу всех обрадовать: в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится к лучшему. По словам Владимира Колокольцева, для поддержания порядка на вновь присоединенных территориях министерству потребуются к 2026 году еще 52 тыс. сотрудников полиции. Где их взять – открытый вопрос.
Так что предложения
Рамзана Ахматовича и
Евгения Викторовича о мобилизации силовиков на фронт точно отправятся в долгий ящик.
Печать