Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов - об идеологии как базовой системе координат в политике государства.Сегодня много говорится о важности противодействии фейкам и скорости реакции на то или иное сообщение или событие. Однако все же важна не только скорость реакция, но и содержание этой реакции. Можно отреагировать очень быстро, но неверно, и это только усугубит проблему.
Я уже неоднократно говорил и хочу повторить, нам нужна государственная идеология. Хоть в Конституции РФ и написано, что никакая идеология не может быть приоритетной, на мой взгляд, идеология, принятая большинством, обязательна. Если у государства нет понятной идеологии, мы получаем корабль, идущий абы куда. Да, у нас мощный корабль, у него есть и силовая машина, и паруса на всякий случай, и отличная команда. Все есть, можно брать любой курс. Но если мы не знаем куда плыть, то никакой ветер, как говорили классики, не будет попутным.
Если продолжить образный ряд, то коротко и просто определение идеологии описано в стихотворении Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Думаю, старшее поколение точно помнит:
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
Гениальная подача государственной идеологии. Можно сказать, системы координат: хорошо - плохо, наше - не наше, делаем - не делаем. А когда координаты известны, мы точно знаем, в какой точке находимся, куда держим курс, идти в нужном направлении можно даже и против ветра.
Имея идеологию, можно спокойно реагировать на все события. Берем событие, соотносим с идеологией, смотрим — это для нас хорошо? Или это для нас плохо? Ситуация идет нам на пользу или идет нам во вред? Соответственно, сразу становится ясным, какая реакция нам нужна: хорошее поддерживаем, плохому противодействуем. Все очень просто.
Идеология - база. Без идеологии нет смысла и реагировать. Как минимум в одной и той же ситуации можно реагировать по-разному. Да и разные люди по-разному могут оценивать одно и тоже событие или сообщение, решать, фейк это или нет.
«Слава советскому народу!»Мы ищем ценности, на которые будет опираться общество. Но ведь ценности — это элемент идеологии. Почему была успешна советская идеология — это была целостная, понятная, разработанная система. Опять же, мы сейчас не оцениваем, хороша она или плоха. Главное, что идеология СССР пронизывала все общество сверху донизу: детский сад, школа, вузы, рабочие, служащие. Было очень много внешних символов. Советская власть понимала их высокую значимость.
Символизм и ритуалы - одни из важнейших элементов идеологии. По сути идентификация. За счет символов и ритуалов человек получает подтверждение правильности идеологии государства (и своих действий, которые этой идеологии соответствуют) со всех сторон. Он видит нужные картинки, слышит нужные слова. И совершенно необязательно писать об этом в Конституции.
Страна строителей капитализмаПосмотрите на США. Страна, в Конституции которой никакой идеологии нет. Но у них есть то, что определенно называется государственной идеологией. Граждане США считают себя самыми лучшими в мире, свой образ жизни - самым правильным. И у них есть сверхзадача - господство над миром. Потому что они американцы и это круто. Великая страна строителей капитализма.
Этот американский стандарт целенаправленно воспитан государством. Те же символы и ритуалы. Обратите внимание, американцы не стесняются повсюду вывешивать свой флаг, носить государственную символику. Во всем мире они гордо говорят: «Я американец!». Они горды принадлежностью к этому социуму в любой стране мира. Они говорят: «Я из самой лучшей в мире страны!».
А многие русские, даже те, кто давно живет за рубежом стесняются сказать: «Я русский!». Люди предпочтут говорить на английском языке, только бы не поняли, что они русские. А американцы говорят только на английском. Знаете, в Древнем Риме был такой принцип: «Господа не учат язык рабов, это рабы учат язык господ».
Соответственно, господин Американец, приезжая в любую страну мира так себя и ведет. Зачем ему разговаривать на русском, французском, китайском или немецком. Он разговаривает по-английски, и все должны его понимать. Это господин приехал. И это тоже часть американской пропаганды - насаждение языка, где добровольное, где коммерческое, где силовое. Английский язык — это в первую очередь инструмент идеологической работы США.
А вслед за языком насаждается культура, восприятие, ценности. То есть та самая система координат «Что такое хорошо и что такое плохо?». Только по-американски.
Например, США бомбят Югославию. И это хорошо, потому что там плохие сербы как-то там обижали хороших албанцев, и их нужно наказать. Все. Вот тут важно понять идеологический момент. Бомбить врагов и плохих ребят — это хорошо. Сам факт бомбежки - ни хорошо, ни плохо, это просто факт. А вот бомбить врагов - это хорошо, правильно. Если бы идеология говорила, что бомбить плохо в принципе, тогда бы этого делать было нельзя. Но американцы все правильно выстраивают - во имя демократии можно бомбить кого угодно - и разжигают войны в Ираке, Ливии, Югославии…
Европейское ВырождениеУвы, европейские страны обрекают себя на вырождение. Именно это мы сейчас видим. В свое время было Возрождение, а теперь наступила, можно сказать, эпоха Вырождения. Не зря генерал Де Голль противодействовал созданию Евросоюза. Он говорил, что нельзя отдавать наднациональным организациям свой суверенитет, что они должны быть лишь инструментом для проведения национальных интересов, а не диктовать условия. И, кстати, Парижская весна 1967 года, на мой взгляд, была одной из первых цветных революций, организованных США.
За годы, прошедшие после второй мировой войны, США, по сути, обратили элиты Европы в свою идеологию. И европейцы сдали свои национальные интересы, поменяли систему «хорошо-плохо» со своей на американскую. В результате ЕС теперь выполняет указания американцев. США долго к этому шли. Надо отдать должное их глубине стратегического планирования. Не год, два, три, а десятилетия.
Идеология - это государственный заказМолодое советское государство свою идеологию начало вводить в действие сразу. В отличие от молодого российского. О причинах этого сейчас сказать не берусь. Но очевидно, что идеологией вот уже три десятка лет в России никто не занимается и в массы ее не внедряет. В молодой Советской республике начали с ликвидации безграмотности. Большое количество агитаторов несло в массы новую систему координат. Что такое советская власть? Да крестьяне, например, Тамбовской губернии понятия об этом не имели, знать не знали, что там в Петрограде в октябре 1917-го произошло. К ним пришли и рассказали о базовых ценностях. Причем, понятным языком, заманчиво. А кто не понял или не заманился – принудили.
Сейчас нужно делать то же самое. Причем, даже никуда идти не надо. Тот же интернет - прекрасный инструмент внедрения идеологии. США этим отлично пользуются. Конечно, любой идеологии нужна сила. Мы все помним, что доброе слово и пистолет вместе гораздо эффективнее, чем просто доброе слово. Почему эффективны американцы - у них есть и доброе слово, и пистолет. Когда доброе слово не помогает, достают оружие и убеждают.
Идеология государства - ключевой момент. И она всегда первична. Именно этим хороша религия. Любая. Она дает человеку ответы на вопросы - что такое хорошо и что такое плохо.
И сейчас для России нет более важного и срочного вопроса, чем вопрос создания целостной, понятной, содержательной государственной идеологии.
Печать