Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о внешней политике стран постсоветского пространства. Запад уже давно ведет борьбу за влияние над странами всего постсоветского пространства, прямо вторгаясь в сферу безопасности России. Одним из первых успехов стала Грузия времен Саакашвили. Тогда Владимир Путин заявил, что республиканцы в Белом доме способствовали нападению Грузии на Южную Осетию, чтобы поднять рейтинг кандидату от Республиканской партии Джону Маккейну.
Однако самым крупным достижением антироссийской внешней политики Запада стал государственный переворот на Украине 2014 года. СВО – логичное следствие майдана, которое в итоге вылилось в глобальное противостояние между Россией и Западом. Сегодня все постсоветские республики, за исключением разве что Белоруссии, пытаются и на елку влезть, и штаны не ободрать. С одной стороны, находясь в зоне влияния России, им не с руки ссориться с Москвой – ни с экономической, ни с политической точки зрения. С другой стороны, для стран СНГ важно сотрудничество с Западом, прежде всего, в сфере торговли и инвестиций. В связи с этим они пытаются лавировать между сторонами конфликта, планируя в дальнейшем осуществлять свою внешнюю политику в зависимости от того, как Россия и Запад договорятся о разделе своих интересов.
Даже президент Белоруссии, нашего основного союзника в СНГ и ОДКБ, периодически позволяет себе антироссийские высказывания. Например, в одном из интервью он отметил, что «Россия ежегодно «прессует» Белоруссию, «завинчивает гайки» и повышает цены». При этом якобы только Запад и НАТО сдерживают Россию от поглощения Белоруссии.
Непростая ситуация в Казахстане: несмотря на то, что 15% населения страны – русские, Нур-Султан продолжает курс на латинизацию казахского языка и ослабление роли русского языка в политической и общественной жизни. В январе был скандал с назначением министром информации и общественного развития Аскара Умарова, неоднократно позволявшего себе русофобские высказывания. А недавно президент Токаев пообещал защиту русскому бизнесу, что можно расценить как открытое приглашение российским предпринимателям совершить «релокацию» в Казахстан.
Как уж на сковородке вертится Армения, ведущая переговоры в отношении Нагорного Карабаха при посредничестве то России, то Запада. О многом говорит и недавний демарш Пашиняна на саммите ОДКБ, когда премьер-министр Армении отказался подписывать итоговую декларацию в связи с «отсутствием политической оценки агрессии Азербайджана».
Антироссийская направленность политики Молдавии ни для кого не секрет, но на днях даже Игорь Додон, который всегда считался пророссийским политиком, осудил СВО, указав на «серьезную ситуацию с атаками на энергосистему Украины и последствия, ощутимые по всей Европе». На самом деле Додон, как и многие другие, никогда не был пророссийском политиком, а пытался угодить «и нашим, и вашим».
Следует также отметить, что на недавних переговорах в Актау между министрами Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции по вопросу создания
Транскаспийского международного транспортного маршрута отсутствовал представитель России – полагаю, в том числе потому, что власти этих стран заняли выжидательную позицию и не хотят вызвать раздражение Вашингтона.
Поведение руководства стран СНГ, их попытки усидеть на двух стульях сразу, чтобы посмотреть, чем закончится противостояние России и Запада, – еще одна причина, по которой мы должны довести СВО до победного конца. Очевидно, что если Россия проиграет войну Западу, то все эти страны выйдут из нашей сферы влияния. Напомню, что на территории Содружества проживает множество этнических русских, и поражение России приведет к существенному ущемлению их прав, как это уже давно происходит за пределами СНГ. Впрочем, на данный момент в результате СВО к России присоединились новые освобожденные территории, а наши войска продолжают успешное наступление.
Печать