При детских поликлиниках необходимо создать Центры семейного счастья, чтобы обучать семьи воспитанию детей и разрешению конфликтов. С такой инициативой к министру здравоохранения РФ обратился депутат Госдумы Виталий Милонов.
При создании таких консультационных центров сразу встает вопрос о качестве специалистов, комментирует инициативу депутата политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.Для начала хочу отметить, что несмотря на все мое отношение и общий флер вокруг депутата Милонова, это на редкость адекватное предложение.
К сожалению, у нас не так еще распространена практика консультаций с психологом по семейным проблемам. У нас проще, что называется, решать по-русски: бухнуть, пожаловаться другу, уйти к мужикам в гаражи, а девочкам пойти на шопинг. Но это не вариант, потому что семейные проблемы, как заплесневелый хлеб, если им вовремя не заняться, он все больше портится. И потом становится поздно.
Мы уже много поколений - начиная с Великой Отечественной войны, когда у нас просто выбило мужчин - видим неполные семьи, огромное количество разводов. Мы видим, какое количество испытаний выпадает на долю семьи с точки зрения организационной и финансовой, с точки зрения ответственности за детей. И это правда сложно.
И если уж мы говорим о сохранении традиционных ценностей, то это не только пропаганда, какой должна быть семья (классика - двое родителей, трое детей), но еще и помощь в том, как эту семью сохранить, как ее развивать.
На мой взгляд, консультационные центры - отличная идея. Но сразу встает вопрос о качестве специалистов. Мы знаем, что у нас есть психологи в школах, мы знаем, что далеко не все они соответствуют критериям профессионализма. Это зачастую люди, которые знакомы с профессией только по учебникам, учились не очень хорошо, иногда в странных институтах (у меня как-то была дипломница по психологии из сельхозинститута, как это случилось - непонятно). Когда мы говорим о том, что нужны консультации, важно сразу видеть вторую сторону медали - кто их будет проводить. Это должны быть высококлассные специалисты, специалисты, которые не только в учебниках читали про семейную психотерапию.
У нас, к сожалению, психотерапия пока удел избранных и упрямых. Тех избранных, кому скучно и у кого куча денег, чтобы пройти курсы психотерапии и научиться чему-то. И тех упрямых, кто находит эти деньги, находит время и все-таки становится психотерапевтом. Лет двадцать назад я сама привозила в Россию очень много психотерапевтов из-за рубежа, потому что у нас этого направления просто не было в практической психотерапии, мы учились «с колес».
Необходимо продумать, как будущие консультанты будут обучаться, как будет проходить оценка их профессиональных качеств, как будет проводиться супервизия. Любая работа психолога, психотерапевта с клиентом должна подвергаться супервизии - взгляду со стороны такого же, а еще лучше более качественного профессионала.
И эту систему необходимо выстраивать, как и систему дошкольной и
школьной психологической службы. Вводить в норму обращение к специалистам. Зубы же себе самостоятельно рвать давно перестали? А тут – душа, отношения, намного более тонкие материи.
Печать