Фото с сайта: pixabay.com
О намерениях способствовать сокращению количества международных авиаперелетов заявила кандидат в федеральные канцлеры от партии «Зеленые» Анналена Бербок, намекнув при этом на возможность установления определенных ограничений для населения Германии. Хотя планы по введению «климатического локдауна» Бербок упорно отрицает, ее риторика дает понять, что в случае прихода «зеленых» к власти немцы по окончании пандемии могут столкнуться с новый волной правительственных мер, стесняющих их права и свободы.
На вопрос о том, станет ли нынешний локдаун последним для ее сограждан, кандидат на пост канцлера двусмысленно подчеркнула, что в будущем необходимо отказаться от тех вещей, которые «не способствуют благополучию и наносят вред».
«То, что необходимо ограничить, — это общемировые авиаперевозки. Эпидемия показала, что мы можем поддерживать на том же уровне международные контакты, сократив при этом количество перелетов», — добавила Бербок.
Сопредседатель партии «Зеленые» также отметила, что «намерена защищать климат для того, чтобы гарантировать свободу, в том числе свободу своих детей в будущем». Вместе с тем, явный двусмысленный характер ответов Бербок дает понять, что достижение этой свободы станет возможно как раз в условиях ограничения уже имеющихся прав и свобод, в том числе на передвижение без каких-либо годовых лимитов на перелеты. К слову, недавний доклад Германского центра аэрокосмической промышленности указывал на то, что авиаперевозки составили лишь 3,5% от совокупной доли причин, приведших к глобальному потеплению за последние 20 лет.
Идея введения «климатического локдауна» в Германии уже обсуждалась летом 2020 года в качестве меры, дополняющей существующие из-за пандемии ограничения. В условиях потенциального принятия 12 мая нового закона о защите климата, а также с учетом нынешних настроений, царящих в правительственных кругах, возвращение к теме «климатического локдауна» кажется все более реалистичным.
Вокруг нового закона развернулось настоящее межпартийное соревнование: политики, ранее выступавшие за предпочтительность стабильного экономического развития вопросам глобального потепления, стали превосходить друг друга предлагаемыми целями по сокращению выбросов CO2.
«Зазеленели» даже партнеры по правящей коалиции — ХДС и СДПГ. Федеральный министр окружающей среды Свенья Шульце и вице-канцлер Олаф Шольц, представляющие партию социал-демократов, заявили, что к 2030 году выбросы парниковых газов должны быть сокращены на 65% по сравнению с 1990 годом. Предыдущая задача состояла в достижении 55%. Согласно планам политиков СДПГ, Германия должна достичь полной климатической нейтральности уже к 2045 году. Их превосходит председатель ХСС Маркус Зёдер, обозначивший в качестве цели 2040 год.
Массовая истерия скорее напоминает социалистическое соревнование под лозунгами «Пятилетку в четыре года» и «Темпы решают все», в котором оценка последствий, анализ предпосылок, затрат и целесообразности отсутствуют вообще, а само обсуждение законопроекта занимает не более двух недель. Организация Greenpeace назвала документ «историческим», федеральный министр экономики Петер Альтмайер — «эпохальным», эксперты — «тревожным сигналом для благополучия немцев».
Причиной для пересмотра закона о защите климата стал иск, поданный в Конституционный суд ФРГ группой активистов, требовавших уточнения и правки ряда положений закона 2019 года. Суд в свою очередь признал действующую редакцию неконституционной из-за отсутствия разъяснений о том, каким образом будет произведено снижение до нуля выбросов углекислого газа в период с 2030 по 2050 гг. Сам процесс «климатические активисты против ФРГ», к слову, был организован весьма специфично: ответчики, фактически, находились на стороне истца. Дело в том, что обвинителем выступила организация Germanwatch, связанная с Fridays For Future и получившая в 2019 году из федерального бюджета около 5,2 млн евро. Таким образом, часть государственных средств пошла на привлечение своего «спонсора» к ответственности. В качестве экспертной комиссии, которой была поручена проверка содержательной стороны законопроекта 2019 года, выступил Потсдамский институт климатических исследований, публично поддерживаемый опять же Fridays For Future.
Одновременно с этим ученые из Института метеорологии Общества Макса Планка, одного из главных исследовательских центров проблем изменения климата в мире, не были привлечены для предоставления своего экспертного заключения. Дело в том, что еще несколько лет назад исследователь Йохем Мароцке, представляющий вышеназванный научный центр, отметил, что «Германии по крайней мере до 2100 года не будет напрямую угрожать проблема климатических изменений». Из итогового постановления суда также можно сделать вывод о том, что юрист, призванный защищать интересы федерального правительства, не оспорил ни одно из 270 экологических значений, содержавшихся в тексте документа.
О том, что подобного решения поистине ждали в федеральном правительстве свидетельствует и описанная выше истерия, начавшаяся вокруг создания новой версии законопроекта. Примечательно, что Министерству по охране окружающей среды ФРГ потребовалось целых шесть лет, чтобы реализовать решение Конституционного суда о выплате компенсаций компаниям, работавшим в области ядерной энергетики, после решения об отказе от использования в Германии мирного атома. Решение об изменении закона о защите климата федеральное ведомство готово было осуществить чуть ли не за шесть дней. К слову, в итоговой версии постановления суда не содержалось ни слова о необходимости внесения изменений в сроки достижения климатической нейтральности. Цели в 2045 и даже 2040 году появились в ходе уже дальнейших обсуждений, когда чуть ли не каждая из политических сил в преддверии выборов в бундестаг решила продемонстрировать свою озабоченность вопросами защиты окружающей среды.
Ранее проведенное исследование, исходившее из прежнего срока достижения нейтральности, констатировало факт того, что Германии потребуется более 2,3 трлн евро для достижения заветной цели к 2050 году. По мере ускорения темпов и установления новых сроков объемы необходимых расходов будут возрастать в геометрической прогрессии. Новые цели в законопроекте во-многом совпадают с экстремальным сценарием проекта Green Supreme, разработанным Министерством окружающей среды ФРГ в 2019 году и предполагающим радикальный переход к климатически нейтральной экономике. Проект указывал на то, что достижение тех сроков, которые уже на этой неделе могут принять форму закона, предполагает средний уровень экономического роста, равный нулю, заморозку объемов пассажирских авиаперевозок на уровне 2010 года, последовавшего за мировым финансовым кризисом, а также превращение Германии из страны с положительным торговым балансом в страну с нулевым сальдо. Кроме того, сценарий, совместимый с целью по сокращению температуры на 1,5 градуса, будет означать с 2040 года сокращение для рядового немца потребления мяса до 300 граммов в неделю и жилой площади на 10%.
Несколько недель назад сопредседатель «Зеленых» Анналена Бербок заявила в своем аккаунте в Twitter о том, что «Германии необходима политика, которая делает защиту климата ядром политических действий». В свете последних событий сказанное можно расценивать как настоящий идеологический призыв, грозящий Германии не просто введением «нового экологического локдауна», а настоящей катастрофой. Нация, уже не раз восстанавливавшая из руин свою экономику, доведенную до критического состояния фанатичными действиями одержимых лидеров, стоит перед угрозой повторения пройденного сценария. К счастью, новая идеология носит противоположный, пацифистский и безвредный для окружающих государств характер. Оттого, однако, то тяжелое бремя, которое постепенно ложится на плечи рядовых немцев, не становится легче.
Печать