Российские власти в середине октября решили снять запрет на въезд в отношении 158 тысяч граждан Узбекистана и схожего числа граждан Таджикистана, которым ранее было запрещено въезжать в РФ из-за нарушения нашего законодательства. При этом отмечается, что предоставленная «миграционная амнистия» не распространяется на тех, кто был высланы из России на основании решений судов. Решение было принято МВД. Но известно о нём стало из сообщения посольства Узбекистана. А силовое ведомство пока никак не разъяснило мотивацию своих действий.
Такая политика будет неизбежно способствовать смене этнической и конфессиональной структуры населения мегаполисов, но не исправит положение дел в деградирующих индустриальных центрах на региональном уровне, считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.Присутствие мигрантов на рынке труда России — важнейший
гарант обеспечения прибыли бизнесменов во многих отраслях экономики. Российский политический истеблишмент уже неоднократно демонстрировал на практике, что для него интересы крупного бизнеса обладают большим приоритетом, чем условия существования широких масс. В марте 2020 г. президенту предложили изменить систему обложения товарных пожертвований. Сейчас компаниям дешевле уничтожить яблоки или помидоры, чем пожертвовать их условному дому престарелых. Однако глава государства не одобрил эту инициативу. Свое решение он обосновал отсылкой к опыту начала нулевых. Тогда предприниматели обратились к нему с просьбой перекрыть поток гуманитарной помощи из-за рубежа. Их логика была проста: люди, получающие муку, масло и рис в виде «гуманитарки», избавляются от необходимости приобретать товары «отечественного производителя». И государство поддержало предпринимателей. В итоге миллионы малообеспеченных россиян лишились доступа к гуманитарной помощи, зато их деньги пошли на поддержку бизнеса.
Элиты, эгоизм которых не ограничен работающими институциональными механизмами, всегда будут действовать в первую очередь в собственных интересах. Увеличение потока мигрантов не повлияет в негативную сторону на качество жизни истеблишмента. Напротив, оно обеспечит сохранение привычного уровня прибыли для правящего класса России.
Во-первых, мигранты более неприхотливы в плане условий труда и одновременно обладают меньшей правовой защищенностью.
Во-вторых, на рынке уже сложилась определенная система «разделения труда» между мигрантами и жителями российской глубинки. Например, многие жители райцентров Ивановской области вахтовым методом работают охранниками в Москве и Петербурге. И в то же время мигранты преобладают в строительной отрасли. Когда речь заходит об «амнистии гастарбайтеров», речь идет о защите интересов предпринимателей из ресурсоемких отраслей, в первую очередь — строительной. Они нуждаются в привычном трудовом ресурсе, причем — в немалом количестве.
В-третьих, мы сталкиваемся с эффектом «порочного круга», отсекающего значительные массы россиян от работы во многих сегментах экономики. В качестве наглядного примера возьмем опять же строительную отрасль. Даже наличие высшего образования по специальности не гарантирует человеку возможности трудоустройства. Без опыта работы или рекомендаций со стороны друзей или родственников его вряд ли возьмут на стройку. Многим россиянам приходится в течение многих месяцев проходить бесплатные стажировки, чтобы накопить необходимый стаж. Что мы имеем в итоге? Имеется уже хорошо известная и привычная нанимателю рабочая сила в лице мигрантов, и новый кадровый ресурс, качество которого находится под вопросом. Вполне закономерно, что бизнесмен в итоге выбирает мигрантов.
Такая политика будет неизбежно способствовать смене этнической и конфессиональной структуры населения мегаполисов, но в то же время слабо повлияет на положение дел в деградирующих индустриальных центрах на региональном уровне.
Но сложившаяся ситуация не воспринимается элитами как источник угрозы. Мигранты не создают проблем для условных «обитателей Рублевки». А основная масса населения воспринимается истеблишментом как общность, отличающаяся неспособностью к самоорганизации, податливостью к манипуляциям и долготерпением.
Кроме того, было бы ошибкой утверждать, что межэтнические и
межконфессиональные конфликты в России генерируются преимущественно присутствием мигрантов. Наиболее острые конфликты возникают чаще всего в процессе столкновений между представителями коренных народов России. И в Кремле это прекрасно понимают.
Наконец, не следует забывать о функциональном перекосе внешней и внутренней политики России. Представители нашего истеблишмента глубоко убеждены, что любые проблемы можно решить в рамках переговоров с элитами противоположной стороны, либо путем их подкупа.
Ранее опубликовано на: https://svpressa.ru/politic/article/314057/
Печать