Карен Григорян – о мерах по поддержке российского бизнеса в условиях кризиса и пандемии.
Угроза распространения коронавирусной инфекции стала лакмусовой бумажкой для состояния экономики России, переживающей нелегкие времена в связи с низкими ценами на нефть и волатильностью национальной валюты. В условиях социального дистанцирования и самоизоляции своих клиентов лишается, прежде всего, малый и средний бизнес, а значит рабочие места теряют миллионы россиян. Предпринимательское сообщество ждет от руководства страны более эффективных и неотложных мер поддержки.
Юрист, общественный деятель Карен Григорян озвучивает ряд необходимых, по его мнению, мер по поддержке малого бизнеса в России сроком на год.Меры по поддержке российского малого и среднего бизнеса, озвученные президентом в обращении к нации и на встрече с предпринимателями в четверг, очевидным образом недостаточны.
В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, вызванной в том числе угрозой распространения коронавируса, наиболее страдают предприниматели, построившие свой бизнес с нуля, причем в сферах, не касающихся добычи и переработки природных ресурсов. Успешные российские бизнесмены, создавшие новые ниши на рынке, например, Анастасия Татулова, Артемий Лебедев, Андрей Ковалев, высказывают опасения о том, что в кризисных условиях бизнес может не протянуть и нескольких недель.
Ни для кого не секрет, что для малого бизнеса большая часть расходов связана с арендными платежами. Но среди уже озвученных мер государственной поддержки предпринимателей ни слова не сказано об аренде. Отмечу, что мэр Москвы Сергей Собянин распорядился предоставить арендные каникулы предпринимателям, арендующим муниципальную собственность. Другие регионы пока молчат. Говорилось про бессрочные кредиты, но кредитование – это банковская история. Предпринимателей освободили от всех налогов (кроме НДС) на полгода, но в расходах предпринимателей налоги не самая значительная часть по сравнению с арендой и зарплатой работникам.
На сегодняшний день в России зарегистрировано 19 миллионов предпринимателей в сфере малого бизнеса. По сведениям ТТП, 3 миллиона из них уже готовы закрыться, а малый бизнес – это обычные люди, которые работают сами, зачастую вместе со своими семьями, это заметные работодатели на российском рынке труда: 8,6 миллионов рабочих мест россиян уже поставлены под угрозу.
Бизнес слышит от власти призывы не увольнять сотрудников под угрозой проверок, но иного выхода, когда бизнес умирает, просто нет. Уже сейчас банки жалуются ЦБ России на закрытие расчетных счетов предпринимателями, вынужденными также распродавать имущество. Сегодня закрылась вся сфера обслуживания, да, кто-то найдет свою нишу в онлайн-заказах, курьерской доставке, но далеко не все смогут подстроиться к новым условиям самоизоляции и социального дистанцирования, в которых вынуждены жить клиенты. Если у нас погибнет основной бизнес, производящий продукт, то сопутствующий бизнес, в том числе ориентированный на онлайн-сегмент, вымрет сам собой.
На мой взгляд, в условиях острой социальной необходимости, когда речь идет об угрозе выживания российского предпринимательского сообщества, необходимо предпринять следующие меры по поддержке малого бизнеса на год:
1) отменить налог на землю, имущество
2) отменить арендную плату государственного и муниципального имущества
3) освободить бизнес от проверок
4) выделить гранты для социально ориентированного бизнеса, в противном случае он рискует не оправиться от потрясений
5) создать фонд поддержки малого бизнеса в кризисных условиях
6) освободить от госпошлин вновь регистрируемый бизнес
Печать