Максим Осовский – о пагубности идеи национализации отечественных предприятий.
Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков предложил правительству страны начать национализацию стратегически важных компаний страны. Свою точку зрения изложенную в письме председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, Шмаков обосновал тем, что в условиях кризиса и падения стоимости стратегически важных предприятий последние могут стать объектом спекулятивных сделок с целью их захвата. Определять статус предприятия в качестве стратегически важного, по мнению главы ФНПР, должна специальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений при кабинете министров. Однако предложения Михаила Шмакова встретили непонимание у представителей экспертного сообщества, полагающих, что национализация крупных предприятий нанесет непоправимый урон финансовой системе страны.
Организационный консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Осовский предлагает Росимуществу поделиться с бизнесом неэффективно управляемой госсобственностью.Начнём с того, что Михаил Шмаков не представляет никаких реальных сотрудников предприятий, не выражает их мнения. Федерация независимых профсоюзов России – это фальшпанель, картонка. Шмаков выглядит как лоббист интересов собственников, государственник, скучающий по сильной руке, а не как представитель профессиональных рабочих, офисных служащих и т.п. в классическом понимании этого термина. Следуя недальновидной логике Шмакова, правительству осталось сейчас только повесить на федеральный и региональные бюджеты дополнительные обязательства по управлению предприятиями, чтобы окончательно добить экономику.
Национализация предприятий, которые в этих условиях не смогут самостоятельно определить приоритеты своей экономической политики, обернется крахом бюджетных обязательств, потому что когда принимали бюджет, никто не закладывал в них такую возможность. В дальнейшем такая стратегия приведет к развалу государства, которое и без этого сейчас базируется на очень хрупком договоре в связи с предложениями Владимира Путина по внесению изменений в Конституцию. Мы видим, как картонные профсоюзы, никого по сути не представляющие, предлагают подрыв отечественной финансовой сферы, которая в нынешних непростых условиях пытается себя хоть как-то пересобрать.
Если крупные предприятия снова окажутся в собственности государственного Росимущества, мы снова можем стать свидетелями развала страны. Подобные наблюдения могут быть интересны стороннему исследователю, как экономический кейс, но вряд ли тоже самое можно сказать о жителях России. Вообще было бы странно второй наступить на одни и те же грабли всего лишь за последние сто лет истории.
Альтернативный национализации сценарий предполагает цивилизованный процесс банкротства предприятий, естественно, безработицу, но по-другому, к сожалению, никакая экономика обновиться не сможет. Считать, что ее можно обновить за счет казённый счет – преступно.
В непростых современных условиях настоящие профсоюзы должны требовать от конкретных собственников предприятий достойной оплаты труда для своих членов. Это дискуссия, конфликт, диалог, которые, в зависимости от ситуации, могут длиться долго. В каждом регионе есть министерство труда, которое должно заботиться о безработных, с которыми собственники компаний были вынуждены расстаться в силу изменений рыночной конъюнктуры. Российское Правительство продолжает финансировать программы переобучения, действуют Центры занятости населения. Если обратиться к опыту других стран, то становится очевидным, что сегодня министерству труда нужно защищать не только рабочих, входящих в ФНПР, но вообще всех работающих. Министерство социальной защиты сегодня может адресно помочь конкретным людям. А Росимуществу при этом необходимо поделиться госсобственностью с бизнесом, расстаться с тем имуществом, которым оно сейчас неэффективно управляет и не пытаться национализировать еще больше под предлогом кризиса.
Печать