Игорь Борисов – о ведении агитации накануне дня голосования.
Как сообщают СМИ, в настоящее время в Администрации Президента РФ и Совете Федерации обсуждается возможность использования в ходе выборов ряда норм, которые действовали во время голосования по поправкам в Конституцию. В том числе ведется дискуссия относительно возможности отмены «дня тишины».
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов выразил свою точку зрения относительно соответствующих изменений в избирательном законодательстве.
«День тишины» предназначен для того, чтобы избиратель принимал
окончательное решение относительно своего выбора без какого-либо информационного давления. В «день тишины» запрещается проведение массовых публичных мероприятий, связанных с агитацией, распространение агитационных материалов, других действий, направленных на побуждение к голосованию «за» либо «против». Если соответствующие «охранительные» правовые нормы перестанут действовать, я боюсь, что в ходе принятия решений воля избирателей может быть искажена под воздействием информационного давления.
В рамках
мониторинга общероссийского голосования временная рабочая группа СПЧ, действовавшая в Москве, обращала внимание Центральной избирательной комиссии на необходимость предоставить участникам голосования возможность самостоятельно принять решение, настаивая, чтобы элементы информационной кампании отсутствовали на участках и в пределах 50 метров от них. Комиссии и прочие участники политических дебатов по этому вопросу нас услышали, и мы не сталкивались с замечаниями относительно того, что 1 июля какие-либо информационно-агитационные мероприятия проводились на избирательных участках.
Международная практика, за исключением отдельных стран, предполагает, что за сутки до дня голосования любая агитация запрещается. Мы также находимся в этой парадигме – дать избирателю принять самостоятельное решение. В каждом правиле, конечно, существуют свои исключения. Например, та же Великобритания не прекращает агитацию в день голосования, но запрещает ей «проникать» в помещения для голосования. В США действие этого правила ограничивается 50 футами от избирательного участка, но нормы могут меняться в зависимости от конкретного штата. Ряд других стран используют практику прекращения агитационных кампаний на более ранних сроках, нежели сутки до дня голосования. Например, в Чехии и Австралии агитацию прекращают за 3 дня до голосования, в Аргентине – за 2-е суток. Есть и противоположные примеры, когда государство допускает проведение агитационной кампании непосредственно в день выборов или накануне его. Так, в Ирландии запрет на ведение агитации вступает в силу с 14:00 дня, предшествующему дню голосованию.
Еще одной нормой, обеспечивающих для граждан возможность сделать осознанный выбор, является запрет на публикацию данных социологических опросов. Здесь разброс еще шире. Есть государства, которые запрещают публикацию опросов за один день до проведения голосования. Есть те, в которых запрет начинает действовать за 10 и более дней. Это международная практика. Мы должны исходить при решении этого вопроса из обеспечения прав избирателей на свободный выбор. Его выбор не должен быть искажен. Еще раз повторюсь: однозначно нельзя допускать агитацию в помещениях для голосования, и даже в зданиях, где они расположены.
Что касается «дня тишины», здесь также возможна любая его корректировка, как в сторону увеличения, так и уменьшения, но лишь с учетом мнения наших избирателей. На мой взгляд, допустимо обсуждение вопроса ограничения агитации по трем составляющим – временного интервала, территории, формам и содержания агитации. Например, мы считаем необходимым более больший интервал запрета для обнародования социологических опросов, чем для остальной агитации. Также совершенно по-другому может регулироваться агитация в сети Интернет - сайты, Telegram-каналы, социальные сети и т.д., правила проведения агитации в которой еще предстоит выработать.
Мы должны подходить к решению вопроса с учетом разных точек зрения и выработать оптимальные условия проведения агитационных мероприятий с учетом развития новых технологий, но с опорой на обеспечение прав и свобод наших избирателей.
Печать