16 июля прошло заседание экспертной площадки ЦИК России, посвященное теме внедрения дополнительных механизмов реализации активного избирательного права на региональных выборах в 2020 году. В число спикеров мероприятия вошел член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов. В рамках выступления эксперт в том числе затронул вопросы о переходе к формату многодневного голосования и возможности отмены «дня тишины».Практику многодневного голосования нужно продолжать. У партий разные позиции, но важно прислушиваться к мнению избирателей: результат, исходя из последних данных социологических опросов, налицо.
Обращение к новому формату голосования потребует решения ряда организационных вопросов. Многие из них мог бы решить частичный перевод работы избиркомов на профессиональную основу.
Профессионализация деятельности избиркомов могла бы снять многие вопросы. Этот формат предполагает, что представители партий-члены комиссии с правом совещательного голоса участвуют в работе комиссии и задают вопросы, когда возникает такая необходимость, а профессионально процедурой (с использованием автоматизированного рабочего места) руководят 1 – 2 сотрудника, как и в большинстве государств Западной.
Отдельно требуется повышенное внимание к вопросу оплаты труда сотрудников избиркомов. Возникает проблема компенсации труда членов комиссий с правом решающего голоса. Это проблема будет стоять остро, на нее необходимо обратить внимание.
Отвечая на вопрос о том, почему практика многодневного голосования не используется в Европе, стоит ознакомиться с результатами обсуждения этой темы с иностранными специалистами.
К нам приезжали эксперты из-за рубежа. Мы задавали им вопрос: «почему вы не можете проводить голосование в течение нескольких дней?» Нам отвечали, что это слишком дорого. В том числе – в силу необходимости арендовать помещения для участков. Сейчас европейцы заявляют в ответ на вопросы о возможности провести многодневное голосование: да, это классно, это удобно, но мы считаем деньги. У нас помещения для голосования выделяются бесплатно муниципальными учреждениями, мы можем себе это позволить.
Относительно вероятности отмены «дня тишины» также стоит обратиться к международной практике.
Нужно исходить из того, что «день тишины» существует практически во всех странах. Он начинается в разное время, а его продолжительность меняется, в зависимости от специфики конкретного государства. Где-то он длится 2 – 3 дня, где-то – всего 10 часов. К решению вопроса необходимо приступать с учетом того, агитацию в каком сегменте информационного пространства мы запрещаем. Так, нигде в мире не разрешены агитационные мероприятия на избирательных участках и в пределах определенного расстояния от мест их размещения.
Печать