Сергей Рыбальченко - о конкурсе «Лидеры России. Политика».
23 сентября в Москве стартует полуфинал конкурса «Лидеры России. Политика». Своими ожиданиями относительно нового этапа отбора претендентов поделился полуфиналист конкурса – председатель комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, гендиректор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко.
- Как вы готовитесь к полуфиналу?Специальной подготовки не провожу.
Конкурс «Лидеры России. Политика» нельзя сравнить, например, со спортивными состязаниями, единоборствами, в которых заранее известен противник. К тому же в июне в Общественной палате состоялись выборы, идет активная работа по формированию повестки, обсуждению новых законодательных инициатив в сфере защиты семьи и детей,
проекта плана мероприятий Десятилетия детства. Я продолжаю проектную работу, заключены соглашения с правительствами Вологодской области, Ульяновской области, Республики Башкортостан о реализации в регионах проекта института
«Навигатор общественного здоровья». Продолжается активная работа с правительством и общественной палатой Вологодской области по демографическим инициативам, провели совместное совещание с губернатором Вологодской области Олегом Кувшинниковым, запланировали проведение осенью этого года на площадке общественной палаты национального форума по укреплению общественного здоровья на муниципальном уровне совместно с российской ассоциацией «Здоровые города, районы и поселки», возглавляемой им. В сентябре начинается новый этап проекта по развитию системы сертифицированных нянь в новых регионах, как альтернативы дорогостоящему строительству яслей. С коллегами по институту и общественной палаты, готовим предложения по корректировке национального проекта «Демография». Эту работу, наверное, тоже можно считать подготовкой к полуфиналу конкурса.
- Как вы считаете, вокруг какой проблематики будут выстраиваться задания?Могу предположить, что самым главным направлением станет системная реализация конституционных поправок через корректировки концепций и стратегий, законодательство, а также доработка национальных проектов с учетом обновленных указом Президента национальных целей развития до 2030 года, эту работу правительство должно завершить в ближайшие месяцы и новые лидеры могут и должны включиться в работу. Сейчас, как никогда, нужны новые прорывные решения, например, в части нарастающего демографического кризиса, снижения рождаемости и роста смертности, увеличения бедных семей с детьми, безработицы, особенно среди молодежи в период пандемии. Думаю, «постковидная» повестка развития страны станет основой для многих конкурсных заданий.
Конкурс проходит на фоне пандемии и даже был прерван на ее время. Идут масштабные изменения на фоне локальных кризисов в общественной и политической жизни, не только в России, в большинстве стран мира, мировых лидеров – США, Китая. Преодоление последствий пандемии требует оперативного реагирования со стороны органов власти, мобилизации ресурсов, управленческих, человеческих, финансовых, материальных, интеллектуальных. Нужны новые идеи, которые и формируют новых лидеров. Ситуация немного стабилизировалась, но растет ожидание второй волны пандемии, требуется осмысление опыта по преодолению гуманитарных, политических и социально-экономических вызовов, связанных с глобальной инфекцией.
Для законодателей это тоже время новых решений. Возможно, на семинарах будущим финалистам предложат сконструировать модели взаимодействия в условиях социальной изоляции и ограничений физических коммуникаций в регионах и в целом в стране, подумать над их законодательным обеспечением. Например, как построить взаимодействие родителей и педагогов в дистанционном образовании, как преодолеть цифровую исключенность старшего поколения, организовать обеззараживание коммуникационных пространств на местном уровне. Ведь значительная часть людей старшего возраста не владеет цифровыми технологиями, и поэтому фактически оказывается вне доступа к услугам, выплатам, другой помощи. Наверное, стоит поискать ответ на вопрос, с какой скоростью органы власти должны реагировать на новые угрозы и вызовы. Причем, на мой взгляд, самоорганизация местных сообществ является ключевым фактором управленческой мобильности.
Есть и вопросы, на первый взгляд общие, но которые являются важными в новое время. Это механизмы социального партнерства, социальной, экономической и политической солидарности, принципы которых закреплены в новых поправках к Конституции. Как должны развиваться механизмы солидарности, устанавливаться границы персональной и коллективной ответственности. Как эффективно бороться с коллективной безответственностью, примеры которой в период пандемии наблюдались практически во всех социальных группах, независимо от национальности, религиозности, уровня доходов, возраста или образования. Ношение масок, например, не осознается, как личная ответственность за здоровье других, а не только собственное.
В этом году, мы стали свидетелями, с одной стороны, растущей гражданской социальной ответственности молодых людей, которые пришли по зову сердца в волонтерские центры, помогали пожилым людям, врачам. Увидели самоотдачу и героизм медицинских, социальных работников. Но, с другой стороны, наблюдали коллективную индифферентность в ситуации реальной опасности заражения. Давайте задумаемся, что произойдет, если общество столкнется с вирусом или инфекцией на порядок более опасными, чем COVID-19. Возможно нам стоит отработать модели решений, которые будут обеспечивать коллективную безопасность, но при этом не нарушать базовые права и свободы человека, соответствовать представлениям личной свободы людей разных социальных групп. В конечном счете, социальная солидарность – залог социальной стабильности.
На мой взгляд, полуфинал конкурса «Лидеры России. Политика» представляет собой оптимальную площадку для обсуждения всех системных вопросов развития страны. Надеюсь, что мы сможем коллективно подобрать ключи к их решению. А соревнование и открытая дискуссия откроют «неожиданные» способы преодоления новых вызовов.
Печать