Фото с сайта:
Людмила Пахомова / ТАСС
Чуть более 30 лет назад в СССР произошли два революционных для советской системы события: 14 марта 1990 года в Конституции отменили статью о руководящей роли Коммунистической партии и ввели пост президента СССР. Все происходило стремительно, и уже 15 марта Горбачев принес присягу как глава государства. Спустя год свой президент появился и у России.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин замечает, что весьма важный в новейшей истории страны юбилей остался практически незамеченным.А ведь тридцать лет назад в
политической системе тогда ещё РСФСР в результате
всенародного референдума возник новый институт, сегодня считающийся одним из основополагающих, если вообще не самым главным. Говорили даже как-то, что, если не будет нынешнего носителя этих полномочий, не станет и РФ в её нынешнем виде, то есть одно, считай, равно другому. Вполне возможно, кстати. И как же отметили столь памятную дату? Получается, никак, если от меня, конечно, не ускользнуло что-нибудь важное. Пара статей с упоминанием вскользь да несколько заметок в сетях. Об официальных мероприятиях мне вообще ничего не известно. Там в последние дни все были поглощены крымскими празднованиями, сопровождавшимися эффектным появлением героя на сцене. Почему так?
Прежде всего, наверное, потому что наша верхушка в целом весьма, мягко говоря, непритязательна. В значении для власти всякого рода символов и ритуалов они особенно ничего не понимают и всерьёз всё это не воспринимают. Правда, в итоге они и сами себя всерьёз не воспринимают, и причинно-следственной связи здесь, похоже, не улавливают. Стоит ли потом удивляться тому, что и от других серьёзного отношения не дождёшься? Если их нельзя предварительно купить или запугать.
Есть, пожалуй, и другие причины. Наша страна до сих пор не может разобраться, кто она и где. Да и не сказать, что прилагает к этому какие-то сверхусилия, что ещё раз говорит о реальной серьёзности отношения.
Временный сменщик нынешнего президента сказал как-то, будучи при исполнении, что государство у нас молодое. Над ним тогда ещё посмеивались, но вообще-то мысль неплохая. Во всяком случае, обозначающая один из возможных вариантов собственного позиционирования. Вот только молодое государство, не нажившее ещё истории и памятных дат, едва ли стало бы разбрасываться немногими символическими поводами утвердить себя. Например, юбилеем учреждения президентской власти. Неувязочка получается.
Другие у нас, наоборот, любят порассуждать о тысячелетних традициях государственности. Тогда, конечно, на фоне шапок Мономаха события из жизни РФ не выглядят чем-то экстраординарным. Вот только многим поклонникам державности хорошо бы для начала перестать шарахаться как чёрт от ладана от слова "русский". А то какая-то странная Россия получается.
Возможно, нынешняя государственность тяготеет к какой-то иной точке отсчёта? Вот, юбилею другого референдума, о сохранении СССР, было уделено довольно значительное внимание, даже на фоне очередной крымской годовщины. В 1991 году ведь одновременно проходил не один референдум, и задавалось несколько вопросов. Первый - союзного значения, его, как выяснилось, до сих пор многие не забыли. Второй - республиканского уровня, для РСФСР это был вопрос о введении президентского поста. Референдум по этому вопросу прошёл тогда повсеместно, за исключением четырёх уже тогда мятежных автономий. Теперь же, по прошествии небольшого вроде бы времени, получается, что никто ничего не помнит, и чтобы разобраться, а откуда у нас появился президент, придётся лезть в справочники. А в некоторых местах задавались ещё и вопросы местного значения. Так, в Москве, например, появился мэр. Вроде бы важное событие для города, но теперешнюю юбилейную веху московские тоже предпочли деликатно не заметить.
А вот о том, что люди тогда проголосовали за сохранение обновлённого Советского союза, поговорили много и с удовольствием. Тут ещё недавний юбилей Горбачёва удачно под руку подвернулся. Поругались на славу, а наиболее въедливые вспомнили, что единственным президентом СССР он стал как раз в мартовские дни. Правда, дата там не круглая.
Ну и так далее. Крупнейшая геополитическая катастрофа, и всё такое. Это людей, как выяснилось, и сейчас занимает, а события из собственной вроде бы истории - нет почему-то. Развивая мысль, можно предположить, что и присоединение Крыма совсем не случайно совпало с датами того ещё советского референдума. Вот, дескать, они там всё развалили, а мы тут державу по частям собираем. Только что за державу?
Получается, что многие люди на разных уровнях, в чём бы они ни пытались убедить нас, продолжают проживать в волшебной советской стране. А всё происходящее вокруг считают, видимо, мороком и наваждением, которые они сейчас с себя стряхнут и проснутся прямо на демонстрации 7 ноября. А кто-то и на параде физкультурников.
И, знаете, тут со многим можно согласиться. Я тоже, например, считаю, что в будущих учебниках истории нынешнее время не будет отделяться от советского. Пока всё обошлось относительно малой кровью, и конца этой истории мы ещё не знаем. Можно лишь констатировать дальнейший развал и деградацию большого русского пространства. Вот в этом власти всех советских республик действительно преуспели, превратив вверенные им «независимые государства» в территории сплошного несчастья. Лишь прибалтийские республики, прихватив в лице Литвы чужих земель, сменили траекторию движения, да отметился в последнее время активными усилиями Азербайджан. И неизвестно, к чему это их приведёт. Все же остальные продолжают в той или иной степени тянуть советскую лямку, даже если громко пытаются всё забыть.
Сейчас в РФ снова стали популярны разговоры о различных проявлениях нашего величия. Часто они имеют характер явного преувеличения, а вот о направлениях, где Россию невозможно не заметить, порой, наоборот, изъясняются какой-то скороговоркой. Как, например, обо всём происходящем на русском заднем дворе. Тут влияние России исключительно, и выражается оно не в масштабах экономического или военного взаимодействия, как это любят нынче оценить государственные счетоводы. Увы, русские болезни здесь передаются не хуже модного коронавируса. Именно то, что РФ никак не может разобраться ни с прошлым, ни с будущим, и даже не пытается это делать, выступает главным препятствием развитию огромных территорий. Некоторые из которых иначе бы давно вернулись в русскую сферу влияния, а другие, наоборот, покинули бы её временно или навсегда. Справедливо было бы распространить эту мысль не только на наши ближние пределы, но мне не хочется, чтобы мои высказывания были бы кем-то поняты превратно. А проницательный читатель поймёт всё и сам.
Нам же, тем, кто планирует и дальше жить и работать в России, важно осознать, что не бывает социальных организмов, существующих в совершенно неизменном виде долгие десятилетия. И власть, которая кладёт все силы на противодействие любым изменениям, пытается препятствовать естественному ходу вещей. Предавая себя тем самым суду истории, самому суровому в мире людей.
Печать