Трагедия в Казани вызвала бурную дискуссию о способах предотвращения подобных происшествий как в гражданском обществе, так и на уровне власти. Среди предлагаемых мер – ограничение оборота оружия, контроль над интернет-пространством, усиление охраны школ и даже возвращение смертной казни.
По мнению политтехнолога, эксперта Центра ПРИСП Алексея Аксютенко, решение проблемы лежит не в плоскости запретов, ужесточений и наказаний.Дискуссия, которая развернулась после этого ужасного случая, очень четко формулируется русской поговоркой про грянувший гром и крестящегося мужика. У нас каждое чрезвычайное происшествие порождает сонм популистских заявлений, действий, мгновенных проверок и так далее.
А все это, как мне кажется, подтверждает ситуацию, в которой мы все находимся. Первое и, наверно, самое важное в этой ситуации – отсутствие системного понимания, как с ней работать. Все, о чем сегодня вновь заговорили - ограничение оборота оружия, охрана школ,
контроль в интернете - попытки оправдать некие действия системы, которые по большому счету давно дают сбой. И
не справляются с вызовами времени.
Все меры, которые предлагаются сейчас, неэффективны, когда неадекватный человек берет ружье и идет убивать. Понятно, что оборот оружия должен жестко контролироваться, но это никак не решит проблему. Здесь ситуация намного глубже, проблематика – гораздо шире.
Возьмите систему здравоохранения, когда после профилактических осмотров выдают разрешения на владение оружием. Мы все понимаем, что в большинстве случаев в России
освидетельствования проходят формально. Пройти прием у психиатра может любой человек. Казанская трагедия - как нельзя ярко иллюстрирует это. То же самое с безопасностью в школах.
Мне кажется, должна быть сформирована четкая система воспитательной работы, которая у нас сейчас отсутствует. Тотальная подготовка к ЕГЭ, по сути, похоронила воспитательную работу школах. Учителя фактически стали винтиками системы, заточенной на обслуживание конкретного процесса, который называется - Государственный экзамен. Все остальное вторично.
Если вспомнить советскую систему, то мы увидим, что там были сформированы идеалы. Пусть это были политические идеалы, но, тем не менее, детей готовили к жизни в обществе, социализировали. В настоящий момент этой социализации не происходит. То есть, нет понимания у системы образования, как работать с современными подростками.
Здесь важно понимать, что извечный вопрос - семья или школа, который стоял в советское время – сейчас уже не стоит. Потому что складывается ситуация, когда воспитанием занимается не семья, и не школа, а интернет-пространство. При наличии широчайшего информационного поля, мы никогда эту жизнь не отследим. Как можно каплю в море систематизировать? Тем более, что мы этим процессом не управляем. Наша страна не может управлять интернет-пространством и не в состоянии ограничить пользователей. Всегда найдется возможность попасть в это информационное поле.
По факту мы получаем ситуацию, когда подростки предоставлены сами себе. И их воспитанием занимаются люди, которые более успешны в силу разных причин в интернет-пространстве. Но люди, которые становятся популярными, записывая видеоролики, продвигая свое творчество через Тик-Ток и так далее, они ведь не думают о воспитании, они нацелены на хайп, на повышение своей узнаваемости, порой чрез деструктивный контент. А у детей формируется некое доверие в своем мировоззрении к подобного рода информационным каналам. Они волей-неволей становятся заложниками того информационного потока, который на них выливается.
Более того, в сознании стирается грань между реальностью и виртуальным миром. В этой ситуации игры, в ту же войнушку, которые когда-то казались совершенно безобидными, сейчас формируют некую ментальность. И это очень страшно.
Запретить это нельзя. Управлять этим мы тоже не можем. Возникает ситуация безысходности, тупиковой ветви. Конечно, мне не хотелось бы быть пессимистом, говоря, что все пропало. Но нашему государству необходимо провести очень серьезную работу. В первую очередь, идеологическую. Выработать подходы, которые позволят изменить ситуацию. Это очень непросто, но, мне кажется, запретительные меры в большинстве своем будут бесполезными. Формирование какого-то правильного общественного поведения, общих ценностей. Вот это должно выходить на первый план.
Надо признаться - общество серьезно больно. Нам всем предстоит очень серьезно задуматься о том, что происходит у нас в головах. Ведь трагедия в Казани – это крайнее проявление немотивированной агрессии. Может быть, квинтэссенция всех тех поступков, которые происходят в обществе. Немотивированная агрессия встречается ежедневно. Почитайте телеграм-каналы, посмотрите криминальные сводки, просто оглянитесь вокруг. Я не тот человек, который ностальгирует по советскому прошлому, но я помню, как мы не закрывали двери. По факту не запирались. В головах не было, что кто-то может зайти в твою квартиру.
Сегодня же, система ценностей утеряна, системы сдержек и противовесов - не существует, и создается ощущение полной безнаказанности. Это повод задуматься и пересмотреть подходы к системе.
Печать