Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о демографическом рейтинге российских регионов.Никаких радикальных новшеств в демографическом рейтинге я лично для себя не обнаружил. Статистика известна, а авторы исследования только отследили тренды.
Три республики Восточного Кавказа - Чечня, Дагестан, Ингушетия - где до сих пор не завершен демографический переход, остаются самыми «быстрорастущими» регионами страны. Правда, темпы роста постепенно замедляются по мере завершения того самого демографического перехода. Но очевидно, что это не годы, а десятилетия.
Среди южных республик самая плачевная ситуация в Адыгее и, как ни странно, в Карачаево-Черкесии. Но это можно объяснить высокой долей русского населения, для которого характерны иные традиции семейственности и деторождения, нежели для исконных этносов.
Самая печальная ситуация в Ростовской и Волгоградской областях. Последняя вообще, судя по рейтингу, повторяет путь таких территорий как Ульяновская, Костромская, Ярославская области - ни для кого не секрет, что Центральная Россия неуклонно вымирает. И в этом отношении Волгоградская область, очевидно, относится больше к Центру, нежели к Югу.
Стоит отметить, что о депопуляции Ростовской области Путин дважды говорил в прошлом году на встрече с губернатором Голубевым. Кремль этот вопрос волнует, ведь обезлюдевание таких геостратегических территорий - это вовсе не то же самое, что и депопуляция, скажем, в гигантской и остающейся неосвоенной Якутии. Депопуляция в Ростовской или Волгоградской областях - это и прямая угроза реализации индустриальных и аграрных проектов.
Но, как я уже сказал, на примере кавказских республик, демография - вещь очень инерционная. И даже если сейчас предпринимать какие-то революционные шаги в той же Ростовской области, то эффект будет заметен через годы, а то и десятилетия.
Печать