Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП
Антон Чаблин, продолжая дискуссию, вызванную
эксклюзивным интервью главы Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)
Григория Казанкова, считает, что профессия
политконсультанта в России так и не сформировалась в полноценную и самодостаточную
Политический консультант - такая же профессия, как, например, психотерапевт, учитель или финансовый аудитор. В политически зрелых странах есть профессиональные сообщества политконсультантов с премиями и кодексом этики. Скажем, в Американской ассоциации, как она сама сообщает, более 1600 членов.
В России, конечно, профессиональных политконсультантов на порядок меньше - и это связано, в том числе с депримированностью профессии. Крайне
не зрелы стандарты вузовского обучения политконсалтингу и политическому менеджменту, и по сути назваться политическим консультантом сегодня может кто угодно - журналист, видеоблогер, пиарщик, отставной чиновник.
Просто потому, что якобы он знает, как работает политическая система. Но знание "как работать" не равносильно практическому умению продвигать конкретных кандидатов или партии на выборах. Увы, от политконсалтингов заказчики зачастую иного и не требуют.
Ведь в силу специфики отечественной политической системы в России практически не востребована одна из трех базовых составляющих политического консалтинга - это выработка политических стратегий. Стратегия затем и продвигается через политический дискурс и политический имидж кандидатов и партий.
Отсутствие стратегического видения в российской политике со всей очевидностью стало заметно мне на сентябрьских выборах. Программы почти всех партий были идентичны до степени смешения. Взять хотя бы "Новых людей", чудным образом запрыгнувших в парламент, - они левые или правые, либералы или националисты? Так и осталось непонятно, какое место они занимают на политической карте России.
То же самое и с большинством иных партий, политконсультанты которых даже не заботились выработкой сколько-либо интересных стратегических идей, предложений, моделей и сценариев развития. А без этого публичная политика (и вместе с ней профессия политконсультанта, которая в России, как я уже сказал выше, так и не сформировалась в полноценную и самодостаточную) вырождается.
Печать