Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о том, что после кончины Михаила Горбачева новое политическое мышление по-прежнему востребовано. После кончины такого политического тяжеловеса, каким был М.С. Горбачёв, подытоживаются, как правило, результаты не только его индивидуальной деятельности, но и соответствующего периода в национальной и мировой истории.
Одной из важнейших составляющих эпохи М.С. Горбачева было запущенное им в обиход понятие нового политического мышления. Не так уж много найдется ординарных россиян с улицы, которые сейчас сказали бы что-либо положительное об этом феномене мировой политики. Увы, для подавляющего большинства советских людей личность Михаила Сергеевича останется навеки связана не с новым политическим мышлением, а с пресловутым антиалкогольным законодательством.
Между тем речь идет о понятиях примерно одинакового порядка и общей исторической судьбы. И то, и другое были абсолютно необходимы, одно для спасения СССР, другое – для спасения мира. В СССР, как известно, финансовое равновесие обеспечивалось за счет монопольной реализации спиртоводочной продукции. Заодно поддерживалась и политическая стабильность на основе известной концепции Екатерины Великой - «пьяными легче управлять». То, что при этом спаивались миллионы людей и подрывалось здоровье нации, за что мы и сейчас расплачиваемся, мало кого беспокоило.
Но благими намерениями вымощена, как известно, дорога в ад. Бездумное неуклюжее орудование алкогольным рычагом власти спровоцировало социальную бурую. Если бы кто-либо заранее планировал дестабилизацию советского общества с последующим развалом СССР, то он не мог бы придумать лучшего способа, чем в целом прогрессивное и добронамеренное антиалкогольное законодательство. Его отрицательный эффект столь велик, что в нашей стране до сих пор де-факто отсутствует антиалкогольная пропаганда. Да и журналисты побаиваются развивать эту тему, ведь утверждение, что каждая водочная этикетка — это визитная карточка ОПГ, не так уж далеко от истины.
То же самое можно сказать и о новом политическом мышлении. Оно было и остаётся абсолютно необходимым в условиях угрозы самоуничтожения человечества. К сожалению, подавляющее большинство землян до сих пор не осознало специфику эпохи, стартовавшей с изобретением ядерных реакторов, и быстродействующих компьютеров. Многие наши современники всё ещё мыслят политическими категориями персонажей Александра Николаевича Островского, полагавших, что главная угроза безопасности для России - «Литва, упавшая с неба».
Между тем глобальные проблемы, как зловещие всадники Апокалипсиса, все более и более реально дают о себе знать, угрожая самому существованию человечества. Первый из этих всадников – гордыня гегемонизма, стремление к мировому господству, угроза мировой войны. Нельзя сказать, что до Горбачёва не было политических деятелей, осознавших это. Достаточно упомянуты печальную судьбу Г.М. Маленкова, который на митинге избирателей в Москве 12 марта 1954 года первым среди советских лидеров открыто заявил: «Мировая бойня при современных средствах ведения войны означает гибель мировой цивилизации».
Известно, что затем последовало. Уже через год Маленков был отстранен от руководства Советским правительством, ещё через два года, потерпел поражение в острой внутрипартийной борьбе и был отправлен в ссылку в далекий Экибастуз.
М.С. Горбачёв не только избежал этой участи, но и сделал очевидной для всех истину, провозглашённую Маленковым, положил ее в основу внешней политики ядерной сверхдержавы. Отсюда концепция нового политического мышления. Раз ядерная война невозможна, необходимо искать новые пути достижения целей национальной политики, не приводя их в противоречие с интересами партнеров и целями выживание человечества. Нет ничего благороднее этой задачи. И сегодня в момент подведения итогов политической деятельности первого президента СССР, мы не можем не отдать должное смелости и глубине его стратегического замысла.
Другое дело, что благими намерениями, как говорится в Писании, вымощена дорога в ад. В данном случае благородные идеи координации международных усилий в интересах выживания человечества, объединения государств в высшем единстве для решения глобальных проблем были самым банальным образом использованы не по их прямому назначению, а для потребностей обыкновенной идеологической борьбы, расширения НАТО на Восток, ликвидации главного соперника Соединённых Штатов в мировом противоборстве и формирования на его развалинах системы монополярного доминирования «Вашингтонского обкома».
Тем самым идея нового политического мышления, объединения усилий государств и народов в сотрудничестве во имя выживания человечества была изуродована и скомпрометирована. Но потребность в реализации этой идеи не только не исчезла, но всё более обостряется на наших глазах. Белый всадник Апокалипсиса - стремление к мировому господству - всё более обретает реальную форму гигантского спрута, пытающегося ухватить своими звездно-полосатыми щупальцами Евразийскую платформу, карабкаясь на нее в Восточной Европе с одной стороны и на Тайване – с другой. А между тем стрелки часов Судного дня – изобретения ученых-атомщиков Чикагского университета, как никогда ранее, приблизились к роковой полуночи ядерного конфликта.
В этих условиях важно не подменять и не пытаться подменить поиски нового политического мышления другими концепциями - национального превосходства национального величия и всякого рода другими псевдопатриотическими и ультранационалистическими идеями. Настоящий патриотизм невозможен без уважение других наций и интересов других государств. Нагнетание националистических страстей может дать совершенно противоположные результаты. Вот почему сейчас самое время вспомнить о новом политическом мышлении Горбачева и возродить его на новой качественной основе, не пытаясь применить его как примитивное оружие в информационной войне.
В противном случае его адептов ждёт судьба германских евразийцев отца и сына Хаусхофферов. В своё время Хаусхофферы пытались увлечь гуманистическими идеями единства евразийских народов лидеров нарождавшегося нацизма, преподавали им географию, языки и политические науки, когда те сидели в тюрьме после провала «пивного путча» 1923 года. Кончился этот флирт ученых с политиканами весьма плачевно, Младший Хаусхоффер в апреле 1945 г. был застрелен нацистами в берлинской тюрьме Моабит. Старший покончил с собой сам в 1946 г., навсегда унеся с собой в могилу титул «идиота, который может быть полезен», которым его наградили лидеры нацистской Германии.
Печать