С самого начала спецоперации одним из главных элементов дискуссии между сторонниками и противниками СВО стали споры о том, существует ли на Украине русофобия, в том числе – в форме системного вытеснения элементов русской культуры из публичного пространства на государственном уровне. Противники СВО как на Украине, так и за ее пределами, отрицают наличие в стране русофобии за пределами чисто бытового хамства. В том числе эту точку зрения последовательно отстаивал украинский продюсер и режиссер Александр Роднянский. Основатель телеканала «1+1», бывший глава «СТС Медиа» и создатель сериалов «Папины дочки», «Кадетство» и «Ранетки» с самого начала занимал жесткую проукраинскую позицию. В том числе он подверг жесткой критике блогера Евгения Баженова за выявление общих черт в украинской и российской пропаганде, отрицал факты обстрелов ВСУ объектов гражданской инфраструктуры на Донбассе, возлагал ответственность за конфликт на большую часть населения России, и допускал возможность решения «тайваньского вопроса» путем создания конфедерации, отрицая при этом возможность придания особого статуса Донбассу.
Однако совсем недавно Роднянский разместил в своем Telegram-канале комментарий, в котором критически отозвался о решении украинских властей закрыть музей Булгакова в Киеве. Это реакция частного лица. Однако она создает серьезный прецедент и ставит вопрос о том, способен ли украинский «креативный класс» пересмотреть свое восприятие причин и движущих сил текущего конфликта. В особенности на фоне появляющихся перспектив «отмены» самих сетевых лидеров мнений, если их позиция начнет резко расходиться с точкой зрения элит. Последнее становится особенно вероятным на фоне последнего заявления секретаря СНБО Алексея Данилова. Последний настоял на том, что в случае победы ВСУ, населяющим Донбасс украинцам нужно будет «искать общий язык с теми, кто не был в оккупации». «Это им с нами надо найти общий язык, а не нам с ними», - заявил он. – «У нас есть границы и если кого-то не устраивают те законы и правила, которые действуют на территории Украины, то мы никого не держим. Мир велик. Они могут поехать в США, в Германию, куда угодно, или в Якутию, Воркуту, где их еще ждут».
«…гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается».
Приказ от 23 февраля 1942 года № 55,
Народного комиссара обороны И. Сталин
Вот мне любопытно, зачем это делается? Да ещё и во время войны. Вероятно, накипело.
Сначала украинская киноакадемия исключает из своих списков самого международно известного украинского режиссёра Сергея Лозницу, автора 6 (!) из 11 украинских фильмов, отобранных в программу Каннского кинофестиваля за 31 год! В качестве обвинения фигурирует «космополитизм» (второй раз в истории после Сталина это слово звучит в негативной коннотации). Речь о том, что Лозница не согласился с «отменой русской культуры», сказав, что судить о творческих людях надо по их делам, а не по паспорту.
Теперь Союз писателей Украины предлагает… закрыть музей Булгакова в Киеве.
Состав обвинения так же «хорош» - Булгаков объявлен "по сути одной из предтеч этого печально известного «русского мира», это «ярко отражается в его опасных книжках». Под опасными книжками имеются ввиду всемирно знаменитые «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» и невероятно любимое «Собачье сердце»?
В заявлении Союза писателей приводится цитата из романа Булгакова «Белая гвардия», в которой русский офицер и ветеран 1-й мировой Алексей Турбин всердцах говорит: «Гетмана повесил бы первым!.. Кто запретил формирование русской армии? Гетман. Кто терроризировал русское население этим гнусным языком, которого и на свете не существует? Гетман. Кто развел всю эту мразь с хвостами на головах? Гетман…»
А что может говорить такой персонаж в книге о том, как рухнул его мир? Это же настоящая литература - в ней живут подлинные страсти и сложные герои. Или надо как в период торжества соцреализма - лживо и плоско?
Ну дальше понятно. Как в 1930м году ЦК компартии Украины, так и сейчас
Союз писателей делает вывод, что Булгаков "люто ненавидел Украину и ее независимость".
Ну и приговор. Снести, закрыть, забыть.
Я даже не говорю о том, что великих русскоязычных авторов, родившихся, сформировавшихся и работавших в Украине, стоило бы считать своими. И справедливо гордиться ими. Культура страны может и должна быть разноязыкой. Если речь идёт, конечно, о культуре, а не чём-то другом.
Тем более, авторов-то сколько! Навскидку: Паустовский, Алданов, Бабель, Багрицкий, Короленко, Катаев, Ильф и Петров, Шестов, Бердяев, Гоголь, Виктор Некрасов…
Никому ведь в Чехии не придёт в голову считать Йозефа Кафку, немецкоязычного еврея, родившегося и прожившего жизнь в Праге, иностранным писателем. Прага наполнена памятью о Кафке. И немецкая культура им тоже справедливо гордится. И подобных примеров тысячи.
Опять же - зачем это? Решили помочь Путину сотоварищи поговорить о «нациках» и ненавистниках русской культуры?
Получилось. Говорят. И много.
Правильно отреагировала директор киевского музея Булгакова Людмила Губианури: "Союз писателей, думаю, использовал не все свое оружие. Перед тем, как инициировать закрытие музея Булгакова, они должны были бы инициировать исключение Булгакова из Союза писателей и лишение гражданства за антисоветскую деятельность. Чем они и занимались в течение своей богатой истории".
И верно ведь. А у меня слов нет.
Печать