Зерновая сделка между РФ, Турцией, Украиной и ООН продлевается на 120 дней, заявили в российском МИДе. Как отметили в ведомстве, никаких возражений не поступало. Срок действия нынешней сделки, заключенной в Стамбуле 22 июля, истекает 18 ноября.
Думаю, в данном случае мы наблюдаем элемент большого мирного трека, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.Само продление зерновой сделки большого значения с точки зрения сельского хозяйства,
особенно России, не имеет. А, скорее, имеет значение для большого перемирия, на что я надеюсь.
Если говорить конкретно про сделку, которая продлена на 120 дней, глобально для России будет иметь значение лишь одно. Экспорт удобрений. Я вчера и позавчера читал сообщения, что предлагается возобновить поставки минеральных удобрений из России через различные каналы, включая даже Одесский порт. Вот если удобрения поедут, продление сделки имеет какое-то для России значение. Если же они не поедут, то Россия ничего не приобретает, кроме того, что сохраняет свое благородное лицо в глазах мирового сообщества. Я имею ввиду не коллективный Запад, а Африку, Азию, Ближний Восток, Индию, Китай. Ровно потому, что наша сельхозпродукция в тех условиях, в которых зерновая сделка проходила, никакого участия не принимала.
Более того, те аграрии, которые имели ресурсы, связи и контакты, уже в принципе научились продавать не то чтобы в обход санкций, (по отношению к сельхозпродукции их нет), но в обход логистических сложностей, которые на данный момент существуют. Даже несмотря на то, что наши так называемые союзники и друзья нам «хорошо помогают». Например, Казахстан повысил пошлины на перевозку сельхозпродукции по железной дороге, что фактически делает нерентабельным поставки через Казахстан в тот же Китай. Об этом, в том числе, заявил и Российский зерновой союз.
Основные наши торговые партнеры сегодня - Иран, Афганистан, Китай, Монголия и тот же Казахстан, который, судя по всему, просто хочет примерить на себя роль Турции и стать таким хабом, который покупает, а дальше перепродает, но уже дороже. Еще, конечно, это Ближний Восток и страны Африки. Не зря президент Путин созванивался с рядом африканских лидеров. Наверняка разговор шел и о поставках продовольствия в эти страны, поскольку всегда Африка была голодающим континентом.
Когда представители ООН и прочие высокопоставленные чиновники говорят, что сейчас нужно спасти африканских голодающих, это лукавство. Эти голодающие были и в 2020 году, и в 2019-ом, и даже в прошлом веке. Иными словами, африканский континент всегда испытывает недостаток продовольствия в силу неразвитости инфраструктуры, тяжелых климатических условий, слабой экономики в большинстве стран. Исключение могут составлять лишь ЮАР и Египет.
Очевидно, что зерновая сделка была нужна и продолжает быть нужной исключительно для Евросоюза, который хочет обезопасить себя от дефицита, и для Турции, как глобального геополитического игрока. И точка. Именно они –главные выгодополучатели сделки, тем более, что уже даже на озимые с Украины заключены срочные контракты. Не в очень большом количестве, но все-таки.
Надежду на экспорт наших минеральных удобрений нам, кстати, тоже дают европейцы. Но только потому, что своих удобрений там нет. Основными поставщиками тут всегда являлись Россия и Белоруссия.
Пока же зерновая сделка не то чтобы идет нам в ущерб, но становится осложнением для наших фермеров. С одной стороны, они не имеют к ней никакого отношения, но с другой стороны, вынуждены испытывать на себе снижение биржевых цен, которые проседают все больше. А министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев уже сделал заявление о том, что прогноз по озимым и урожаю на следующий году будет ниже нынешнего. И это понятно, поскольку в этом году в России урожай был рекордным, что каждый год повторяться не может.
Печать