Андрей Максимов – о редком примере российского города с абсолютно аутентичной исторической средой.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».При всем богатстве посещенных мест, на карте планеты находишь не так много точек, где перемещение в пространстве превращается в путешествие во времени (а не по «музеефицированной» истории или позднейшей стилизации) по живым, вполне функциональным приметам других эпох. И даже если что-то похожее встречается, мы говорим «здесь остановилось время», а подразумеваем чаще «быльем поросло» – забыто, заброшено, в руинах и сорняках. Гороховец – редкий пример города с абсолютно аутентичной исторической средой, бережно сохранённой, ухоженной и при этом вполне функциональной и продолжающей жизнь.
В Гороховецком доме народного творчества гостей встречает сам Царь Горох со свитой молодых боярынь, потчуют «чаркой» гороховой каши, гороховыми же лепешками и киселем. Дети – в восторге, а историки негодуют: когда город был основан то ли в 1168-м, то ли в 1239 году то ли Долгоруким, то ли Боголюбским, то ли ещё кем – на Руси и подавно ещё гороха не было. Название места скорее говорит о том, что здесь «ховались в горах» – как любой уважающий себя город Гороховец был основан на 7 холмах, а окружали его тогда непроходимые леса, в которых грех не спрятаться.
Однако я бы в «гороховом царстве» нашёл другую логику. Ведь формула «при царе Горохе» давно означает времена стародавние, незапамятные (в СССР, кажется, эта формула слилась в экстазе с обозначением эпохи «при царской власти»/«при царе-косаре»). Вот и Гороховец он как бы сохранил в себе почти все, что родилось в разные века, но «до революции», при анонимных царях Горохах.
Из двадцати каменных палат допетровской эпохи, которые уцелели в России – семь в Гороховце. Каменными же, в основном, церкви строили. А тут местные купцы, разбогатевшие на водном пути по Клязьме, впадающей рядом в Оку, отстроили дома на века. В эпоху Петра Великого, повелевшего камень по стране не тратить, а направлять его только на стройки Петербурга, некоторым гороховчанам была дана льгота, а потому в эти годы здесь наблюдался бум камнестроя. Белёные строгие здания и колокольни-карандаши («восьмиреки на низком четверике»). Всё подчёркнуто аскетично и пронзительно стильно, как кадры из «Рублева» Тарковского. Фиксируешь вот эти виды и мечтаешь их перевести в черно-белый формат, чтобы вывесить в галерее ретро-фото. Жизнь и быт купеческих палат от XVII до XIX веков здесь можно изучить с погружением. Только берегите ноги при погружении по крутым лестницам с этажа на этаж (почему туристов ведут смотреть самые узкие улочки, но не самые узкие лестнички?).
Есть тут и то, что осовременивает город – переносит его из начала XVIII в начало XX века. Это знаменитый гороховецкий деревянный модерн. Царство сказочных теремов, выгнутых линий и растительных мотивов. «Человеческие» мотивы тоже есть – вот, например, дом с русалками. Особо мне приглянулась ротонда в Доме Шорина – вся из брёвен, свернутых в кольцо. Но не все то модерн, что поражает здесь красотой деревянной архитектуры. Есть поражающие воображение наличники - столь же нарядные, но в другом стиле. Может, уже постмодерн?
Нет, пожалуй на пост- тянет только фонтан «Высоцкий». Местный предприниматель-меценат организовал народному поэту памятник и светомузыкальное шоу с его песнями. А рядом – ещё ресторан «Вертикаль», отсылающий к фильму Высоцкого. Жаль, вся эта феерия пока закрыта на карантин.
Зато можно сосредоточиться, наблюдая за мерным течением Клязьмы, дыхание которой чувствуется и на Лысой горе (где снимает фильмы Михалков), и на Никольской (где стоит монастырь), и на Пужаловой (где открыт горнолыжный комплекс). Весной река разливается, заливая все луга напротив города и делая «плавающим» одиноко стоящий на них монастырь.
А мы идём и смотрим на эти луга с местным краеведом Игорем Анкудиновым, молодым человеком с натурой столичного интеллектуала, написавшего уже две книжки про Гороховец. Идём по набережной, наслаждаясь тишиной. Вокруг ни души. «Думаете, в городе всегда так глухо? Нет, просто сегодня выходной день. А завтра толпы людей будут спешить по этой набережной, здесь завод рядом. Но атмосфера улицы купеческих каменных палат никуда не уйдёт. Поэтому и я из Гороховца никуда не уезжаю!»
Печать