Андрей Максимов – о месте силы великого русского поэта.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в мире, традиционные летние туристические маршруты россиян претерпевают серьезные изменения. Но нет худа без добра, тем более что и в самой России расположены сотни уникальных мест для отдыха, туризма и экскурсий, на которые давно пора обратить внимание соотечественникам.
Директор Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов продолжает цикл провинциальных зарисовок экспедиции «Живое наследие: локальные культурные бренды России».Как Пушкин оказался в Болдине, кто знает? Засел на карантин, холера вокруг кружилась. И родовое имение отца, куда Александр Сергеевич ранее 1830-го почти не заезжал, стало его приютом на целую осень.
И каким-то невероятным местом силы оказалась эта заштатная усадьба вдали от столиц и губернских центров. Что ни день – то великое стихотворение, несколько дней – и рождаются «Метель» или «Станционный смотритель», пьеса или глава «Евгения Онегина». Болдинскую осень надо было повторить снова и снова. В 1833-м и в 1834-м годах. Шедевры опять рождались ежедневно – и «Медный всадник», и почти все пушкинские сказки...
И немудрено. Даже сейчас – летом – чувствуешь добрую магию, протиснувшись через шелест берёзовых листьев, поймав взглядом каскад тихих прудов, взойдя на Буравушкину горку и встав лицом к заходящему солнцу. Под покровом деревянной «без гвоздя» часовни Архангела Михаила, стоящей над пропастью и встречающей приходящие звезды!
PS. Может пора ехать навстречу ветру и поэтическому настроению в Большое Болдино? Это в Нижегородской области (никто ж не знает?..), на пороге Мордовии и Чувашии. Когда, как не в нынешнее карантинное лето? А пушкинская усадьба здесь уже несколько дней, как открыта!
Печать