Политконсультант Вагиз Габбасов – о новой цифровой реальности, специально для проекта оренбург.тезисы*. В этом году прошла запоздалая
Всероссийская перепись населения, которую перенесли на год из-за пандемии коронавируса. Кому интересно, что такое перепись населения, можно почитать в различных источниках на просторах интернета. В новой России такая перепись проводилась в 2002, 2010 и в текущем году.
Будучи студентом, я участвовал в ней в качестве переписчика в 2002 году, и, конечно же, в качестве переписываемого. Получил прекрасный опыт коммуникации с населением, прошел весь свой участок и даже пришлось помогать коллегам на соседнем, за что мне вручили медаль отличника переписи. Оба участка располагались в частном секторе центра Оренбурга. Могу рассказать много разных историй с той переписи, но это отдельная тема. В этом году данные о себе, членах своей семьи и домовладении внес самостоятельно через Госуслуги, что мне показалось очень удобным. Тем более часть данных уже была в базе.
Об этом и хотелось бы порассуждать.
Классический способ проведения переписи населения, это когда переписчик приходит в дом к жителю, опрашивает и с его слов записывает все данные самого гражданина и проживающих с ним людей. Но в этом году добавилась возможность самостоятельно заполнить переписные листы в электронном виде и передать переписчику QR-код с данной информацией. Что стало безусловным прорывом в данном процессе.
По итогам прошедшей переписи в социальных сетях иногда встречались мнения, что люди не готовы предоставлять данные о себе и своем жилище. Ведь существует понятие приватности и неприкосновенности персональных данных. И их можно понять. Но и им нужно понимать, что сейчас по каждому из нас в единой системе собрана соответствующая база. К примеру, в моем профиле на Госуслугах загружены все важные документы: паспорт, загранпаспорт, водительское удостоверение, данные о записи к врачам, различные заявления и обращения за госуслугами и прочее. В личном кабинете налогоплательщика есть вся информация об имуществе, о счетах в банках и кредитных карточках. В базу Минздрава загружены сведения из медицинской карты пациента. Банки владеют моей кредитной историей. В базе ГИБДД есть информация о штрафах. В приложениях крупных магазинов собирается информация обо всех товарных чеках. Поисковики отслеживают запросы и переходы по ссылкам, составляя портрет интернет-пользователя. А с помощью мобильного телефона можно видеть перемещения абонента.
В общем, если захотеть, то можно собрать огромный массив данных про каждого конкретного гражданина. И, вероятнее всего, государство воспользуется такой возможностью при необходимости.
Наш мир быстро меняется, и что будет в 2030 году к дате очередной переписи можно только догадываться. Вполне возможно, что вообще отпадет необходимость в деятельности переписчиков и их контролеров. Достаточно будет нажать на кнопку и сделать выгрузку информационной базы на определенную дату и время, которая будет быстро обработана суперкомпьютером и предоставлена государству в удобном для работы виде.
Поэтому, чтобы собрать необходимую информацию, государству достаточно создать инструмент, где будут аккумулироваться все данные жителей страны, в том числе и тех, кто не является гражданином России. Это новая реальность и нам предстоит в ней жить, понимая, что все действия фиксируются, а личное пространство сужается.
Для поколения людей, которые будут рождены в сложившихся условиях такое положение дел будет нормой. Главное, чтобы наши данные были защищены от посягательств недобросовестных сограждан и мошенников, а также от атак со стороны других государств.
Печать