В Госдуме прошло первое чтение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Свои предложения 19 января в парламент отправил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Комиссия Совета по развитию институтов гражданского общества на расширенном заседании рассмотрела законопроект, уделив внимание тому, как скажутся предлагаемые нормы на правах человека.
Ответственный секретарь Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), президент Центра ПРИСП Александр Точенов высказал актуальные инициативы по выстраиванию одноуровневой системы местного самоуправления. Тема стала поводом для дискуссии, в которой приняли участие эксперты Алексей Игнатов, Олег Иванов, Светлана Бочканова, Константин Комков, Александр Афанасьев, Кирилл Шкилев, Валерий Козлов и другие.
Продолжая обсуждение нового закона о местном самоуправлении, социолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Шахов считает, что нельзя обойти стороной возможность представительного органа отрешения главы от должности при обязательности дачи согласия со стороны высшего должностного лица субъекта.Местное самоуправление, занимает особое положение в системе федеративных отношений по причине иного правого порядка, лежащего в его основании. Оно находится в более прямой оппозиции по отношению к федеральной власти, испытывает наиболее узкоспециализированные потребности, которые не ограничиваются государственно-функционалистким подходом. В противопоставление этому органы государственной власти субъекта РФ в одностороннем порядке могут определить вид муниципального образования (ч. 6 ст. 9). Причем теперь по мысли законодателя, все многообразие видов муниципальных образований должно быть сокращено лишь до городского и муниципального округов, а также внутригородской территории города федерального значения. Сам принцип установления нормативной определенности умаляет права муниципальных образований на организацию структуры местных органов власти.
Ссылаясь на Постановление № 30-П от 2015 года, можно утверждать, что упразднение поселенческого уровня местного самоуправления крайне органично ложится на возможность установления единственного возможного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав муниципальных образований для городских и муниципальных округов.
Данный факт напрямую исходит из ч. 6 ст. 20, когда «в случае, если при рассмотрении инициативы ... предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий ... решение об удалении главы ... может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст. 20 согласно которой «в исключительной компетенции главы муниципального образования находятся: обеспечение осуществления органами местного самоуправления ... отдельных государственных полномочий». Интрига же в том, что в случае возникновения конфликтной ситуации между представительным органом и главой муниципального образования, высшее должностное лицо субъекта (не) поддержит выдвинутую им же кандидатуру, теряет всякий правовой смысл.
Отдельного внимания заслуживают статья 32, посвященная как полномочиям, изначально закрепленным за местным самоуправлением (ч.1), содержит 27 пунктов, так и полномочиям, которые могут передаваться законом субъекта РФ (ч.2), содержит 28 пунктов. Помимо отъема большинства «родных» полномочий, новый закон переносит в сферу передаваемых полномочий те из них, которые на протяжении длительного времени были предметами дискуссии. Речь идет, например, об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения или исключение из ведения муниципалитетов осуществления лесного муниципального контроля.
Не стоит забывать и о том, что из списка полномочий муниципальных образований были исключены компетенции, которые в большой степени относились к сфере государственного регулирования. Это участие в профилактике экстремизма и терроризма, организация охраны общественного порядка муниципальной милицией. Хотя и не без оговорки, что эти нормы подверглись исключению скорее в силу их первоначальной мертворожденности и отсутствия правоприменения.
Претензия же, согласно которой муниципальные образования не могут эффективно реализовывать вопросы местного значения, кроется не в том, что они на это не способны, а в том, что у муниципалитетов недостаточно налоговых источников пополнения бюджетов. Упразднение же всего поселенческого уровня местного самоуправления есть ни что иное как удаление перхоти через гильотину.
Печать