В декабре в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. В том числе было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и созданием программ обучения политконсалтингу в вузах.
Эти инициативы дали повод для оживленной дискуссии между членами цеха политконсультантов и политтехнологов. В дискуссии приняли участие и эксперты Центра ПРИСП Сергей Румянцев, Антон Садкин и Сергей Гречишников.
Также поделились мнением президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, президент Minchenko Consulting Евгений Минченко, председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент EAPC, член правления РАСО и член правления РАПК Игорь Минтусов и вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров.
Свою позицию относительно настоящего и будущего профессии политконсультанта выразил политолог, социолог, сотрудник агентства МИСИ, эксперт Ассоциации НОМ, эксперт Центра ПРИСП Эдуард Атанов.Рассуждения о том, нужна ли профессия политтехнолога, долго ли специалисты подобного плана будут востребованы, не имеют смысла, потому что сколько будет существовать избирательная система, сколько будут проходить выборы, столько и будут нужны услуги политтехнологов.
Некоторые коллеги разделяют понятия политтехнологов и политконсультантов. В том числе, речь идет о более высокой статусности последних. Мол, политтехнолог приехал и уехал, а вот политконсультант – это постоянно играющий тренер на политическом поле. Утверждается, что поликонсультант несет ответственность за своего кандидата даже после завершения кампании. В этом есть здравое зерно.
При этом политтехнологом считает себя каждый, кто участвует в выборах. Для этого не обязательно быть руководителем кампании, внутри цеха ведь много узких специалистов, начиная от полевиков, райтеров и заканчивая электоральными юристами. Команды собираются самые «разношерстные». Среди участников кампаний – люди с высшим образованием, и не обязательно политологи, даже как правило не политологи, а есть люди вообще без профессионального образования, с аттестатом средней школы, но им это не мешает выполнять непосредственные обязанности. Объединяет большинство коллег по цеху одно – они накопили значительный практический опыт, работая из года в год, от кампании к кампании.
Если уж говорить о том, является ли каждый политтехнолог одновременно и политконсультантом, здесь ответ однозначный – нет.
Политконсультант – это специалист, способный предоставить очень широкий спектр услуг, который обладает широким кругозором и способен адекватно оценивать происходящие в стране, в регионе события и, естественно, столь же точно оценивать потенциал клиента, в данном случае мы говорим о кандидате. В случае победы, а порой и после проигрыша на выборах, если у кандидата есть намерения продолжать общественную и политическую работу, поликонсультант участвует в построении его положительного имиджа, страхует от опрометчивых шагов и высказываний и нивелирует отрицательную информповестку. То есть поликонсультанты – это элита цеха политтехнологов.
Избранный президентом РАПК Григорий Казанков – это наш гуру, легенда российского рынка политтехнологий. В этом же ряду – Игорь Минтусов, Петр Быстров, Олег Матвейчев, Дмитрий Гусев. Такие люди посвятили жизнь развитию избирательной системы в России, изучают изменения в законодательстве и текущих политических процессах, и еще и сами влияют на эволюцию политической картины страны. Символично, что и Гусев, и Матвейчев стали депутатами ГД ФС РФ последнего созыва.
Продолжая говорить об отличиях политтехнологов и политконсультантов, необходимо отметить и уровень клиентуры, если можно так выразиться. Понятно, что у политконсультантов и заказчики, и кандидаты – это люди весьма серьезного, элитарного уровня. Их работа – там, где требуется высокий политический интеллект. Поэтому, здесь уместны сравнения политтехнологов и поликонсультантов как игроков в шахматы. Есть уровень районных и городских соревнований, а есть региональный, всероссийский и международный уровень.
Политконсультанты куют политическую элиту страны, и от того, кто составляет эту элиту, зависит жизнь всего государства, судьба его жителей.
Печать