В декабре в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. В том числе было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и созданием программ обучения политконсалтингу в вузах.
Эти инициативы дали повод для оживленной дискуссии между членами цеха политконсультантов и политтехнологов. В дискуссии приняли участие и эксперты Центра ПРИСП Сергей Румянцев, Антон Садкин.
Также поделились мнением президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, президент Minchenko Consulting Евгений Минченко, председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент EAPC, член правления РАСО и член правления РАПК Игорь Минтусов и вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров.
Свою позицию относительно инициатив нового главы РАПК выразил и политтехнолог, заместитель директора региональных проектов Центра ПРИСП Александр Тихов. Сейчас внутри профессионального цеха наблюдается «наплыв» «технологов из АП», которые сами себя короновали, но про которых толком никто ничего не знает. Этакая новая версия «детей лейтенанта Шмидта». Не то чтобы они создают угрозу или сильную конкуренцию. Но, не понимая специфику работы системы власти как целостной структуры, они своими непрофессиональными действиями вызывают турбулентность в обществе. Такую, которую, по итогам их «деятельности», потом приходится регулировать другим людям. Часто такие персонажи проводят избирательные кампании по принципу набегов («а после нас хоть потоп»). В том числе из-за таких «деятелей» простые люди и ассоциируют политтехнологов или политконсультантов с проходимцами и аферистами.
Понятно стремление Григория Михайловича Казанкова, как президента РАПК, создать рабочую систему координат для профессионального цеха, но здесь, мне кажется, надо начинать преобразования изнутри. Допустим, РАПК на протяжении всего времени своего существования с 2014 года не отличился заметной активностью в плане достижения заявленных ассоциацией целей. Форумы и церемонии награждения проходят регулярно, но в остальном есть вопросы. Можно отложить на время задачу полномасштабного проникновения в систему организации образования и выработки профессионального стандарта политконсультанта. И начать с превращения РАПК в коллегиальный орган, проводящий сертификацию и проверку специалистов на профпригодность. Дальнейшее членство в РАПК будет знаком качества того или иного технолога.
Возможно, будет неплохой идеей проводить защиты выпускных квалификационных работ перед «ареопагом великих» и проводить для студентов практику на избирательных проектах (безвозмездно). (Это была шутка).
Безусловно, должно быть налажено информационное сопровождение деятельности цеха политтехнологов. Нам нужны мероприятия не по легализации, но по «обелению» образа политконсультанта. И для этого, как мне видится, необходимо объединение ресурсов и сил всего сообщества.
Субъективно и эмоционально считаю, что профессии политтехнолога обучить нельзя, а вот воспитать можно. Для делающих свои первые шаги в политконсалтинге в большей части необходимы наставники (вот здесь можно и нужно говорить о дипломированных специалистах), а не учителя-теоретики. Курс легкой теории, хардкорная практика и выпускник «мастерской Казанкова» начинает барражировать по проектам.
Такой принцип подготовки технологов неформально уже существует. Именно поэтому и присутствует в профессиональном сообществе работа по рекомендации и процедура «обнюхивания» по принципу «ты чьих будешь». Внутри цеха люди держатся стаями, работают семьями, объединяются по территориальному признаку, по складывающейся «общей химии».
К чему я это? К тому, что для многих из нас это уже не просто «работа на выборах», это уже больше чем профессия. Это существенная часть и основной ритм нашей жизни.
От редакции: Ранее свое мнение относительно планов нового президента РАПК выразили эксперты Центра ПРИСП Владимир Шаповалов, Даниил Ермилов, Константин Труфанов, Павел Склянчук, Антон Чаблин, Алексей Левин, Кирилл Шкилев, Алексей Шидловский и Антон Тимченко. А также - Алексей Громский и Александр Асафов.
Печать